МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Московское метро

Московское метро

Длительность: 3,5 ч
Автор: А. Аксенов, С.Баричев
Читает: В. Стекунов
Цена: 120 руб.

Столичное метро – не только быстрый и удобный транспорт, но и туристический объект, познакомиться с которым стремится каждый, кто приезжает в Москву. Московское метро по праву считается самым красивым в мире, такие станции как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» в разное время были удостоены международными премиями «Гран-при» и вошли в учебники мировой архитектуры. Цель экскурсии – познакомить всех желающих с историей Московского метро от станций «первой очереди» и высокого сталинского ампира до последних советских станций и ультрасовременных сооружений. Прогулка наглядно показывает, что история московского метро неотделима от истории страны, так же как подземная Москва от Москвы наземной. Для начала работы распакуйте архив и откройте файл index.htm

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

kreml_01_bМосковское метро часто показывают иностранным туристам. Восхищенно переговариваясь на всех языках мира, они фотографируют мозаики «Киевской», скульптуры «Площади Революции», кажущееся бесконечным пространство «Комсомольской»-кольцевой. Сами москвичи, да и те, кто просто приезжает в столицу по делам, воспринимают метро в основном как быстрый и удобный транспорт, способный перенести за полчаса из одного конца города в другой. Тут не до любования настенными фресками и разглядывания несчастных древних моллюсков, заточенных в мрамор. Мы предлагаем вам совершить прогулку, которая не только познакомит с самыми инте-ресными станциями метрополитена, но и поможет в прямом смысле глубже понять отечественную историю и культуру.
Хотя столичная подземка – не самая большая в мире, но есть у нее свой рекорд – это, если можно так сказать, самое пассажироёмкое метро на свете. Ежедневно оно перевозит 8 млн. пассажиров – в несколько раз больше, чем метрополитены Нью-Йорка, Лондона, Парижа. В час пик в московском метро проходят почти 50 пар поездов в минуту; не успевает стихнуть гул скрывшегося в тоннеле экспресса, как в сумраке уже появляется отсвет фар нового поезда. Такая скорость и точность, требующая эффективной системы управления, и по сей день остается мечтой для жителей многих зарубежных мегаполисов.
Есть у московской подземки и еще один, уже никак не связанный с числами, титул — титул самого красивого метро в мире. Часто его красоту связывают с жестокостью тоталитарного режима, упоминают о подневольном труде заключенных. Однако все это только домыслы. Во-первых, со смертью Сталина метро не перестало развиваться и расти за счет новых линий и станций. Во-вторых, творения талантливых советских архитекторов, скульпторов и художников остаются самым доступным в столице культурным наследием, которое бережно сохраняется работниками метрополитена. Чтобы посмотреть картины Александра Дейнеки, Павла Корина, скульптуры генриха Манизера, мозаики Владимира Фролова, насладиться ясностью архитектурного гения Алексея Душкина, Ивана Фомина, Дмитрия Чечулина достаточно купить билет в метро. Правда, и здесь нужно, как говорится, «знать места». Надеемся, что наша экскурсия поможет вам разобраться в географии московской подземки, и даже ежедневные поездки на работу станут для вас поводом для новых открытий. Какая бы область знаний вас не интересовала – будь то история, архитектура, живопись или даже палеология – московское метро сможет приятно удивить вас…

2. Метро – дело молодых («Комсомольская»)

kreml_01_bЗнакомство с московским метро мы начнем со станции «Комсомольская» Сокольнической линии, или, менее официально, «Комсомольская-радиальная». Удобнее всего осматривать ее с балконов, проходящих над путями. Балконы соединяются переходным мостиком. Подняться на него можно по лестницам, расположенным в центре платформы.
Даже человеку неискушенному в метростроительстве очевидно, что некоторые станции словно сделаны под копирку, другие же, наоборот, неповторимы. Но помимо разнообразия в декоре существуют и более существенные различия. Попробуем разобраться в типах станций. Итак, по положению относительно уровня земли станции бывают четырёх типов: глубокого заложения, мелкого заложения, наземные и надземные (эстакадные). По взаимному положению путей и платформ станции делятся на два вида: с боковыми платформами (пути расположены посередине) и с островными платформами (самый распространённый тип станций московского метро). Наконец, по способу организации пространства станции бывают колонными, пилонными и односводчатыми.
«Комсомольская-радиальная» — трёхпролётная колонная станция мелкого заложения с уникальной конструкцией. Она проектировалась с расчетом на большое количество пассажиров, так как выходы в город ведут отсюда сразу к трём московским железнодорожным вокзалам – Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому. Для равномерного распределения пассажиропотоков архитектором станции Дмитрием Чечулиным и были спроектированы балконы, с которых открывается столь замечательный вид на его творение. Дмитрий Николаевич Чечулин, занимавший пост главного московского архитектора, является автором не только нескольких станций метро, но и многих известных московских зданий, в том числе Высотки на Котельнической набережной, пожалуй самой живописной из семи сталинских небоскребов. Уже при Хрущеве им была создана демонтированная ныне гостиница «Россия», а последней работой великого архитектора стал белокаменный «Дом правительства Российской Федерации» или просто «Белый дом».

3. Пролетарская классика (Станция «Красные ворота»)

kreml_01_bЧтобы погружение в мир московского метро было максимально полезным, попытаемся запомнить хотя бы несколько слов из лексикона метростроевцев. Итак, «Красные ворота», знакомство с которыми Вам предстоит, — пилонная станция глубокого заложения. Глубокими, как Вы уже знаете, считаются станции на глубине более 20 метров. Глубина «Красных ворот» – 31 метр.
В архитектуре пилоны – это массивные столбы, на которые опирается свод. Пилонные – самый распространённый тип станций глубокого заложения. Как правило, они состоят из трех залов: двух боковых и центрального. Все три зала образованы из самостоятельных станционных тоннелей, которые соединены между собой проходами. Залы, где расположены посадочные платформы, называются путевыми или боковыми, центральный зал станции называется распределительным. В его торце обычно находятся эскалаторы, ведущие в город, или, если станция пересадочная, на станции других линий. Технология строительства станций такого типа не совсем обычна: сначала строителями проходится первый боковой тоннель; когда он пройден на 40—50 метров, начинается проходка другого тоннеля, и в самую последнюю очередь проходят центральный, самый большой тоннель. Затем монтажники приступают к раскрытию проемов между тоннелями, по-следовательно удаляя верхние проемные элементы, собирая мощную балку и бетонируя стены и свод. Так образуются мощные пилоны, которые архитекторы по-разному обыгрывают в конкретном оформлении станции. Реже среди глубоких станций в московском метро встречаются станции колонные (например, «Маяковская») и односводчатые (единственная станция в Москве – «Тимирязевская»). Мы еще вернемся к этим типам станций позже, рассматривая их на соответствующих примерах.
Станция «Красные ворота» открыта в составе первой очереди московского метро 15 мая 1935 года. Она построена по проекту Ивана Александровича Фомина, бывшего в то время главным архитектором страны, человека образованного и талантливого. Фомин — создатель советской неоклассической архитектуры, массивной и одновременно лаконичной и понятной простому человеку. Этот стиль, в отличие от предшествовавшего ему в 20-х годах чересчур авангардного конструктивизма, очень импонировал Сталину. «Красные ворота» в полной мере отражают неоклассицизм в архитектуре. Пилоны станции отделаны мраморовидным известняком красного и желтого тонов из месторождений Шроша и Биюк-Янкой…

4. Первый односвод («Библиотека имени Ленина»)

kreml_01_bСтанция «Библиотека имени Ленина» стала первой в стране односводчатой станцией мелкого заложения. Односводчатые станции имеют один общий зал, являющийся одновременно и распределительным и посадочным. Они удобны для пассажиров и просторны, но строить их не так просто.
Выбор именно этого типа станции применительно к «Библиотеке имени Ленина» был не случаен. Она строилась в весьма стесненных условиях: слишком маленькое расстояние между домами, где станция должна была быть расположена, потребовало свести ширину подземной выработки к минимуму. Как и в других местах, грунты здесь были проблемными, а работы приходилось производить закрытым способом, не нарушая уличного движения.
По первоначальному проекту станция должна была представлять собой гигантский подземный памятник пролетарскому вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и проектировавшимся Дворцом Советов. Изначально она была сооружена с двумя наземными вестибюлями, но ни один из них не сохранился. Северный вестибюль, использовавшийся как совмещенный вход на станции «Библиотека им. Ленина» и «Александровский Сад», был снесен в конце 40-х. Южный был расположен на Моховой улице, рядом с домом Пашкова — старым зданием Российской государственной библиотеки. В конце 1980-х годов старый вестибюль уничтожили, и в 1990 году на его месте открыли новый, ведущий в общий аванзал со станцией «Боровицкая»…
В 1938 году, в связи с открытием Арбатско-Покровской линии, «Библиотека имени Ленина» была соединена переходом со станцией «Коминтерн» (ныне «Александровский сад»). В 1953 году, когда закрылся участок «Александровский сад»-»Киевская», был закрыт и этот переход, зато «Библиотека им. Ленина» соединилась с новой станцией — «Арбатской». В 1958 закрытый участок снова заработал, на этот раз в составе Филёвской линии, и в центре зала «Библиотеки им. Ленина» был сооружён мостик, являющийся переходом на станции «Арбатская» и «Александровский сад», а также выходом в город.
На станции «Библиотека имени Ленина» вы можете обнаружить сразу два интересных артефакта. Первый – это загадочные металлические рамки на путевых стенах. Они явно не являются украшениями, но и пользы тоже не приносят. 70 лет назад в каждой такой рамке без труда умещалась схема первой очереди московского метро. Сейчас в московском метрополитене уже 170 с лишним станций, и ни в какие рамки их уже не вписать…

5. Дворец-призрак ( «Кропоткинская»)

kreml_01_bЕще одна станция первой очереди – «Кропоткинская» — восхищает своей строгостью и изяществом. Подземное пространство станции по замыслу архитектора Алексея Душкина напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что когда Каганович, отвечавший за строительство метро, узнал об этом сходстве, его возмущению не было предела. Однако зодчий Душкин успокоил высокопоставленную персону: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!». Душкин, главный архитектор Министерства путей сообщения, спроектировал еще 4 совсем не похожих друг на друга станции московского метро: «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». Когда открылась «Кропоткинская», ему было всего 32 года. После войны выросла спроектированная Душкиным вместе с Мезенцовым и уже знакомая нам высотка у Красных ворот. Проект «Кропоткинской» был удостоен Государственной премии СССР в 1941 и «Гран-При» Брюссельской выставки в 1958 году. В настоящее время станция как памятник архитектуры мирового масштаба охраняется «ЮНЕСКО». Именно поэтому в 90-х годах ее так и не переименовали…

6. Открытая дважды («Воробьёвы горы»)

kreml_01_b«Воробьёвы горы» — станция с нелегкой судьбой. После войны на пути расширяющегося в южном направлении радиуса Сокольнической линии оказалась водная преграда – Москва-река. Первоначально ее планировалось пройти подземным способом, но в конечном итоге было решено строить двухъярусный мост через реку. На верхнем ярусе моста должно было осуществляться автомобильное движение, на нижнем предполагалось построить станцию метро. Еще никогда станции метрополитена не возводились в таких условиях. Мост, ставший самым длинным в столице, был сооружен в 1958 году. Его полная длина составляет почти 2 километра. Конструкция моста железобетонная, изготовленная из предварительно напряженных элементов. Станция метро была открыта годом позже и получила название «Ленинские горы» — так в советское время назывались любимые москвичами Воробьевы горы. Как и сейчас, при открытии станции ее вестибюли были расположены на обоих берегах реки Москвы; один выход вел к стадиону, второй — на Ленинские горы; он открылся несколько позже. Путевые стены были выполнены из стекла в дюралюминиевом каркасе. Станция «Ленинские горы» стала самой длинной в московском метро. Длина ее платформы вместе с проходными коридорами составила 270 метров.
К сожалению, знаменитый метромост строили с нарушением технологий: руководству государства хотелось приурочить открытие первой в мире станции на мосту к Фестивалю молодежи и студентов. Как следствие, спустя всего 25 лет, в 1983 году, стало очевидно, что мост медленно разрушается. Сильная вибрация автомобилей и поездов массой около 400 тонн, которые тормозят и разгоняются по 600-700 раз в сутки, привела к довольно опасной ситуации. Поэтому сначала поезда стали проходить станцию без остановки, а затем, в 1984 году, в кратчайшие сроки было сооружено два обходных мини-метромоста. Потом станцию закрыли на «временный» ремонт, который затянулся на 20 лет. Только в конце 1990-х годов было принято решение о полной реконструкции большого метромоста. Сначала, с полным закрытием автомобильного и пешеходного движения, восстановили его верхний уровень; затем строители взялись за нижний уровень, на котором и расположена станция. Поводом для ее реконструкции стала близость арены спортивного комплекса в «Лужниках», парковой зоны «Воробьевых гор» и Нескучного сада. Изначально реконструкцию станции планировалось закончить в 1998 году, но экономические проблемы в стране давали о себе знать, и открытие постоянно откладывалось из-за нехватки средств…

7. Братья навек и «Деловой центр»

kreml_01_bМы находимся на станции «Киевская»-кольцевая, одной из самых красивых станций Московского метрополитена. «Киевская»-кольцевая была открыта в 1954 году; именно она вместе с «Краснопресненской» замкнула подземное кольцо столицы. Вообще, если проанализировать тему «нерушимой дружбы народов СССР», которая, казалось, должна была воплотиться в названиях московских станций, то нас ждет разочарование. Из всех братских народов СССР отмечены только самые братские: в метро три «Киевских» и две «Белорусских» станции. Внимания удостоилась еще, как ни странно, Латвия, точнее ее столица Рига. Станция «Рижская» оформлена стильной керамикой неизвестного латышского гончара с видами старого города и других мест Латвии и доставит ценителю уютной Прибалтики настоящее эстетическое удовольствие. Но вернемся к «Киевской-кольцевой». Для понимания феномена трех «Киевских» станций необходимо учесть исторический контекст. Если построенная до войны «Киевская» Филевской линии сурова и холодна, то послевоенные «Киевские» — «Кольцевая» и, в еще большей мере, «Арбатско-Покровская» — это архитектурный гимн Украине. Для особого внимания к братской республике были как объективные, так и субъективные причины, в частности личные пристрастия партийных бонз.
В закончившейся на тот момент совсем недавно войне Украина приняла на себя главный удар фашистского нашествия, сыграла значительную роль в развитии стратегического наступления на сломленную под Сталинградом машину Вермахта. К тому же в 1954 году праздновалось 300-летие воссоединения России и Украины. С другой стороны, не стоит забывать, что одним из этапов партийной карьеры Лазаря Кагановича, ответственного за московского метро, была должность генерального секретаря компартии Украины. Одновременно к зениту политического небосклона приближалась звезда Никиты Сергеевича Хрущева; он тоже побывал в кресле первого секретаря ЦК Компартии Украины, а в 1935 году оказался на посту первого секретаря московского городского комитета КПСС. Еще чуть-чуть, и в порыве безграничной любви и доверия к братскому народу ему будет подарен Крым. Все это сыграло определённую роль в оформлении «Киевской».
18 пилонов станции украшены лепными узорами и мозаичными панно из смальты и ценных камней на тему единства России и Украины, выполненными художником Мызиным. Расширяясь вверх, пилоны плавно переходят в свод, опираясь на визуально окаймляющие их невысокие постаменты. Мозаичные панно и арки очерчены рельефной лепниной, придающей станции вид самого настоящего дворца или подземного храма…

8. Братья навек – 2 и «Парк Победы»

kreml_01_bТретья «Киевская» станция, с которой мы знакомимся, принадлежит Арбатско-Покровской линии. Она была открыта в 1953 году в составе участка «Киевская»-»Площадь Революции». В ее центральном зале расположены две дюжины роскошных по исполнению фресок-сюжетов на тему счастливой жизни в советской Украине. Весь западный торец станции занимает огромная фреска «Народные гуляния в Киеве». На ней изображены радостные киевляне – женщины и дети в национальных костюмах, наблюдающие за танцующей девушкой. На заднем плане видны новостройки Киева, памятник Богдану Хмельницкому, Киево-Печерская Лавра. Картины здесь ярче, чем на «Киевской»-кольцевой благодаря использованию художниками приема, характерного для русской иконописи: небо изображается золотым, а не голубым цветом, что придает картинам необычный объем, глубину и внутреннее свечение. Выполнялись панно киевскими мастерами: не обошлось и без протекции Никиты Сергеевича Хрущева.
Если идти от восточного торца, где находится переход на Кольцевую линию, первая фреска по левой стороне – это «Трио бандуристок»; на противоположном пилоне расположена фреска «Девушки, вышивающие портрет Т. Шевченко». Далее попарно идут – «Студенты»/«Керамистки», «Рыбаки на Азове» / «Прораб на стройке», «Хлопкоробы» / «Сталевары», «Сбор яблок» / «Сбор урожая», «Сбор овощей» / «Встреча шахтеров цветами», «Детский сад» / «Каменщики», «Украинский танец» / «Встреча офицера», «Селекционеры-зерноводы» / «Селекционеры-овощеводы», «Ветеринар и животноводы» / «Виноделы», «Учёные-химики» / «Ветеран и студенты ремесленного училища», «Награждение чемпионов» / «Машиностроители». Если внимательно посмотреть на эти фрески, можно увидеть интересные детали, незаметные на первый взгляд. Например, рыбаки держат азовского осетра, который практически исчез из природы, а фреска «Хлопкоробы» — все, что осталось от амбициозных планов по выращиванию украинского хлопка…

9. Арбат в стиле барокко («Арбатская»)

kreml_01_bС торжественно-праздничной «Киевской» мы словно попадаем в эпоху барокко, что по-итальянски означает «странный, причудливый». Станция «Арбатская» открыта в 1953 году и относится к тому же периоду высшего расцвета «дворцовой» архитектуры московского метро, что и станции Кольцевой линии. Белые своды, потолки, пилоны украшены алебастровой лепниной в виде букетов, цветков, листьев и аксельбантов, что придаёт станции нарядный вид. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой — жёлтой сверху и чёрной снизу. Нижние части пилонов отделаны тёмно-красным мрамором. Не считая «Воробьевых гор», «Арбатская» – самая длинная станция Московского метро; ее центральный зал вытянулся на 220 метров. Автор проекта станции – Леонид Михайлович Поляков, архитектор интересный и разносторонний. Будучи учеником Фомина и отдавая дань его школе, он создал станцию «Октябрьская» Кольцевой линии. «Арбатская» – плод его увлечения стилем барокко (как итальянского, так и московского) и древнерусской архитектурой. Те же предпочтения проявились и в созданной им одной из высоток – самой скромной и, в то же время, самой утонченной — гостиницы «Ленинградская». Занимаясь станцией «Арбатская», Поляков пришел к оригинальному решению: пилоны здесь образуют эллиптическую композицию, напоминающую сводчатую планировку старинных русских палат. Межпилонные проемы выполнены в форме декоративных арок. Литые металлические люстры, подвешенные попарно к своду, придают станции ещё больше торжественности, делая ее похожей на настоящий подземный дворец. В то же время кажущийся бесконечным ряд фонарей превращает ее в подземный Арбат, и обилие людей даже в самое нерабочее время дополняет картину. Станция «Арбатская» является одной из ключевых в транспортной системе метро; здесь пересекаются пути тысяч москвичей и гостей столицы. Изначально станция была рассчитана на большие пассажиропотоки, о чём говорит само её расположение в самом центре города вблизи Кремля и Арбата. Несмотря на то, что здесь все время многолюдно, благодаря широкому пространству на «Арбатской» практически никогда не бывает давки.
Тот, кто впервые знакомится с московским метро, с удивлением обнаруживает, что существуют две станции с одинаковым названием, но на разных линиях. Одна «Арбатская» (а также «Смоленская») находится на Филевской линии, а другая – на Арбатско-Покровской. Как мы помним, «наша» «Арбатская» была открыта в 1953 году. До этого поезда от «Площади Революции» следовали до станции «Киевская» нынешней Филевской линии. После того, как в 1941 немецкая бомба повредила этот участок мелкого заложения, было принято решение о сооружении глубокой трассы по тому же маршруту. Именно этим и объясняется параллельное следование Филёвской и Арбатско-Покровской линий на этом участке. С открытием глубокого участка мелкий был закрыт. На станциях устроили склады, а в тоннели сгоняли немецкие вагоны типа «В», на которые катастрофически не хватало запчастей, и их приходилось отправлять на покой до лучших времён. Поскольку забивать депо всяким «старьём» было неразумно, вагоны решили согнать на закрытый участок…

10. Бронзовая галерея ( «Площадь Революции» )

kreml_01_bСтанция «Площадь Революции» открыта в 1938 году, в составе второй очереди Московского метрополитена. Это одно из звеньев центрального пересадочного узла, образованного трёмя станциями: «Охотный ряд» (бывшая «Проспект Маркса») — «Театральная» (бывшая «Площадь Свердлова») — «Площадь Революции». Своды посадочного зала опираются на пилоны, образующие сорок арок-проходов на платформы, по двадцать на каждую сторону. Из-за этого станция кажется огромной. Однако ее вестибюль оформлен более чем скромно. Как ни странно, спроектировал «Площадь Революции» все тот же знаменитый Душкин. Но архитектура в этой станции вторична, главное – огромная скульптурная галерея, упрятанная в межпилонное пространство. Скульптурные композиции созданы Матвеем Генриховичем Манизером. В арках было установлено восемьдесят бронзовых скульптур, выполненных в ленинградской мастерской художественного литья; сейчас их осталось 76. «Площадь Революции» — своеобразный подземный мемориал: литые персонажи — от героев гражданской войны и Революции до мирных рабочих — олицетворяют этапы создания Советского Союза, силу и мощь молодого советского государства. Скульптуры размещены не в случайном порядке: как и на станции «Киевская», здесь тоже есть своя закодированная логика и хронология. Они смонтированы на постаментах, установленных у основания арочных проходов между пилонами; на каждый пилон приходится по четыре фигуры. Галерея начинается от западного торца станции, где находится выход в сторону площади Революции, так как на момент открытия станции этот выход был единственным. Противоположный торец был украшен барельефом с изображениями Ленина и Сталина, возглавляющих шествие советского народа. После открытия второго выхода барельеф сняли, вместе с ним пришлось демонтировать ещё четыре скульптуры. Именно поэтому на станции из двадцати фигур восемнадцать повторяются четырежды, а два – только по два раза…

11. Немного Италии («Римская»)

kreml_01_b«Римская», открывшаяся 28 декабря 1995 года, является колонной станцией глубокого заложения нового типа. Из-за сложных гидрогеологических условий конструкция типовой колонной станции была несколько изменена: здесь нет подплатформенных помещений, а нижняя часть станционного тоннеля заменена плоской железобетонной плитой.
Впервые услышав название станции, многие задаются вопросом: при чём тут Рим? Правда, когда-то Москву было принято величать Третьим Римом (после второго – Константинополя)… Но дело не в этом. Сначала станция должна была именоваться «Серп и молот» — в честь крупного металлургического завода, который расположен неподалёку, потом — «Площадь Ильича». Однако на волне переименований эта площадь обрела своё прежнее название – площадь Рогожской заставы, после чего «Серп и молот» трансформировались в «Рогожскую». Окончательное название «Римская» станция получила благодаря тому, что в ее художественном оформлении участвовали итальянские архитекторы Имбриги и Куатроччи. К тому же, это было актом дружественного «обмена» названиями, достаточно распространённого в странах Европы. На новой линии Римского метрополитена должна была появиться «Московская», спроектированная совместно с российскими архитекторами. Однако, станция «Moscova», именно так в итальянском варианте будет звучать «Московская», так и не появилась в Вечном городе. Зато в Миланском метро одноименная станция существует уже с 1978 года, так что спустя 17 лет Россия и Италия все-таки поменялись названиями станций в честь своих городов.
Невысокие массивные колонны пронзают подвесные алюминиевые карнизы, упираясь в тяжёлый свод. Подсветка центрального зала осуществляется из овальных ниш, расположенных у основания свода. Впервые подобные светильники, прозванные среди архитекторов «писсуарами», были использованы в Праге на станции «Московская» московским же архитектором Львом Поповым. Спустя несколько лет этот приём был повторен на столичной станции «Боровицкая». Ещё через десять лет была открыта станция «Римская», главным архитектором которой был все тот же Лев Попов.
Необычно на станции выполнен пол. В отличие от привычных нам квадратов и полосок, расположенных параллельно или перпендикулярно оси станции, здесь пол выложен диагональными разноцветными гранитными полосами. В основу оформления «Римской» положены легенды и образы, связанные с древним городом. Здесь можно встретить Мадонну с младенцем, капитолийскую волчицу, вскормившую братьев Ромула и Рема, увидеть Уста истины…

12. Величие застоя («Марксистская»)

kreml_01_b30 декабря 1979 года была торжественно открыта восьмая линия Московского метрополитена — «Калининская», запуск которой был приурочен к предстоящим Олимпийским играм. На линии сооружено шесть станций: «Марксистская», «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево». До сих пор их количество неизменно. Линия на момент своего открытия была оснащена самым современным подвижным составом. Кроме того, здесь впервые были использованы новые системы сигнализации и полуавтоматического ведения поезда с управлением одним машинистом. Сейчас эта система распространена повсеместно.
Многие задаются вопросом, почему линия называется «Калининской» — ведь станция «Калининская», нынешняя «Александровский сад», расположена на другой линии. Это породило массу слухов о перспективе соединения Калининской и Филёвской линий. К сожалению, технически это невозможно. Все обстоит гораздо проще: в советское время Москва, как и любой город Союза, делилась на районы: Гагаринский, Октябрьский, Красногвардейский и так далее. Среди них был и Калининский. В начале 1990-х в Москве районы были упразднены, и появилось новое территориальное деление города. На волне массовых переименований не стало «Калининской» станции, прекратил своё существование Калининский район, куда вела одна из самых новых линий метро, но сама линия до сих пор продолжает носить имя всесоюзного старосты.
С завершением «хрущёвской оттепели», когда по всей стране сооружались однотипные жилые кварталы, школы, дворцы культуры, вместо типовых станций вновь стали сооружаться станции-дворцы. На Калининской линии можно выделить две самые выразительные станции: «Авиамоторную» и «Марксистскую». На одной из них мы сейчас и находимся.
«Марксистская» известна крупнейшей аварией в истории московского метростроения. Станция сооружена в тяжелых геологических условиях — на месте древней топи. При ее строительстве метростроевцы наткнулись на подземное озеро, и вода практически мгновенно затопила уже готовые выработки. Люди были срочно выведены на поверхность. Насосы не успевали откачивать все прибывающую воду, а вскоре их пришлось вовсе отключить, так как вода поднялась до электрических щитов и кабелей, питающих эти самые насосы. Тогда оказалась затоплена почти вся уже частично готовая станция. После этого пришлось выкачивать воду с поверхности, заменять поврежденное оборудование и восстанавливать выработки. На ликвидацию последствий аварии ушло более двух месяцев…

13. Жемчужина в стальной оправе («Маяковская»)

kreml_01_bСтанция «Маяковская» — это жемчужина Московского метрополитена, которой восхищается любой пассажир, даже если он выходит на этой станции каждый день. Конструктивная особенность станции состоит в том, что своды опираются на множество тонких, казалось бы, хрупких колонн, в отделке которых впервые в практике метростроения помимо мрамора автор применил авиационную сталь.
«Маяковская» — вторая после «Кропоткинской» станция, созданная архитектором Алексеем Душкиным. На первый взгляд может показаться странным, что сам зодчий сказал о ней буквально следующее: «Маяковская», на мой взгляд, могла бы быть более впечатляющей». Но дело в том, что не все конструктивные замыслы удалось воплотить в свое время в жизнь, и этому можно найти подтверждение. На момент своего открытия в 1938 году «Маяковская» была самой глубокой станцией московского метро. Впервые в истории отечественного метростроения вместо массивных пилонов, держащих свод, были применены стройные колонны, таким образом «Маяковская» стала первой не только в СССР, но и в мире колонной станцией глубокого заложения. Это был, действительно, мужественный шаг советского архитектора — предложить не только смелый архитектурный замысел, но и принципиально новую конструкцию станции, о которой зарубежные специалисты отзывались коротко: «Not possible».
Не стоит забывать и тот факт, что станцию строили в сложнейших гидрогеологических условиях. В ее окрестностях проходит несколько мощных слоёв плывунов – подземных водно-песчаных потоков, не раз создававших препятствия и трудности на пути метростроевцев. Когда было закончено сооружение станции, на своде появились большие продольные трещины. Толщи грунта, находящиеся над станцией под мощнейшим давлением плывунов, дали о себе знать. Продолжение строительства было поставлено под вопрос. Специалисты предлагали залить бетоном всю разработанную часть станции и построить рядом другую, пилонного типа, так как тонкие колонны и большое внутреннее пространство залов обеспечить в подобных грунтах невозможно. Однако было решено пойти на риск и продолжить строительство станции по прежнему проекту, дополнительно укрепив свод. В конечном итоге метростроевцы все же смогли победить неуправляемую подземную реку…

14. Связь поколений («Комсомольская» - кольцевая)

kreml_01_b«Комсомольская»-кольцевая, на которой мы заканчиваем нашу экскурсию, так же как и «Маяковская» — признанный шедевр мирового метростроения. Это лишний раз доказывают высшие архитектурные премии Гран-при, врученные авторам обеих станций.
Главным архитектором «Кольцевой» был академик архитектуры Алексей Викторович Щусев, автор таких разных сооружений как Мавзолей Ленина, Большой Москворецкий мост, Казанский вокзал и десятки других узнаваемых архитектурных памятников. К сожалению, зодчий так и не увидел «Комсомольскую»-кольцевую во всей красе: он скончался, когда проект станции был еще в разработке. После его смерти для «корректировки» проекта в процессе строительства была созвана целая комиссия, которую возглавляли архитекторы Кокорин и Заболотная.
Щусев по праву считается как российским, так и советским архитектором, во многом обеспечившим преемственность отечественного зодчества. Он родился в Кишеневе, затем учился в петербургской Академии художеств у Бенуа и Репина. Уже в 1910 году, в возрасте 37 лет, Щусев стал академиком Академии художеств, а в 1914 году начал работу над комплексом Казанского вокзала, где использовал мотивы русского барокко XVII века.
После Великой Октябрьской революции, в 1918—1925 гг., Щусев вместе с Жолтовским руководил проектом реконструкции Москвы. В своём плане он предугадал современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями.
Станция «Комсомольская»-кольцевая задумывалась архитектором как органическая часть Казанского вокзала. Кольцевую линию столичной подземки отличают парадность, красота, строгость, богатое убранство станций. В каждой из них есть своя «изюминка» — уникальная запоминающаяся деталь интерьера. На «Новослободской» это — витражи в золоченых рамах, на «Октябрьской» – светильники, на «Киевской» и «Комсомольской» — огромные мозаичные панно из смальты. На «Комсомольской» поражает не только их гигантский размер, но и расположение в станционных залах. Панно здесь, как в храме, находятся на своде, а не на пилонах, как было на «Киевской». Кстати, Щусев является автором нескольких храмов, и в оформлении этой станции использовал элементы православной архитектуры. Возможно, именно поэтому, несмотря на неизбежную для подземных ворот вокзальной площади торжественность, «Комсомольская» все-таки кажется уютной. Белые своды путевых тоннелей станции украшены лепниной без каких-либо цветовых «излишеств». Это сделано для того, чтобы внимание пассажиров сосредоточилось на центральном своде. По его продольной оси расположены 8 мозаичных панно. Ещё 16 окаймлённых лепниной мозаик находятся в псевдопарусах. Именно на «Комсомольской» впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики: панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла — смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской православной архитектуры…

15. «Сокол»

kreml_01_bВ сентябре 1938 года начала свою работу третья линия московского метро, соединившая центр Москвы с северо-западными окраинами. С открытием двух станций — «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — образовался первый пересадочный узел. Пассажиры со станции «Проспект Маркса» (сейчас «Охотный ряд») могли воспользоваться услугами новых линий.
Станция «Сокол» появилась в составе второй очереди метрополитена. Она имеет два вестибюля по обе стороны Ленинградского проспекта. Северный вестибюль был открыт вместе со станцией, южный вестибюль сооружён на десятилетие позже.
Конструкция станции не типична для московского метро. Внешне «Сокол» выглядит как двухсводчатая станция глубокого заложения. Этот тип станций очень распространён в европейских метрополитенах, однако в советском метростроении не получил развития. На самом же деле, «Сокол» — станция мелкого заложения, и ее мощная колонная архитектура не оправдана с функциональной точки зрения. Основания колонн облицованы мрамором коелга; кверху колонны расширяются, образуя купола-своды с нишами. Путевые стены облицованы биробиджанским мрамором. Пол декорирован красным и серым гранитом. Короткие лестницы ведут из центра зала в проходные коридоры, соединяющие станцию с вестибюлями — они украшены мозаикой из армянского оникса и мрамором коелга.
Станцию удобно рассматривать с мостика, откуда начинается выход в город. В 1960-х годах здесь были сооружены дополнительные лестницы на платформу, но, после обрушения одной из них в 1994 году, лестницы было решено демонтировать. Сейчас о них напоминают лишь более свежий мрамор ограды, расположенный ближе к существующей лестнице на платформу, и несколько отличающиеся от других перила в ее верхней части.
Спустившись с мостика на платформу, Вы, возможно, заметите своеобразную недоработку архитекторов. Несмотря на то, что станция достаточно просторна, так как изначально была конечной и рассчитана на большие пассажиропотоки, она перенасыщена архитектурными элементами. Это создаёт ощущение тесноты. Непропорционально тонкие основания колонн и массивные шатры в форме ротондообразных воронок на своде расположены слишком близко друг к другу. К сожалению, лепнина в шатрах почти незаметна, да и сами они тонут в обилии декора…

16. «Аэропорт»

kreml_01_bСтанция открыта в составе второй очереди метрополитена вместе с «Соколом». Два ее наземных вестибюля встроены в жилые дома-близнецы на Ленинградском проспекте и соединены с подземными переходами. «Аэропорт» — первая односводчатая станция Московского метро мелкого заложения, построенная открытым способом. Ее оформление посвящено заре советской авиации. Путевые стены и свод зала облицованы красным мрамором коелга, белым биробиджанским мрамором и мраморовидным известняком биюк-янкой и орнаментированы рельефными веерообразными рисунками, которые символизируют парашюты и горящие огни взлётной полосы. На своде вдоль всей платформы расположены красивые чугунные вентиляционные решётки, вписанные в ромбы. Ромбы образованы пересечением лучей света прожекторов взлётной полосы; в их центре спрятана буква «м» — символ всех метрополитенов Союза.
По центру платформы расположен ряд сидений, над спинками которых укреплены информационные щиты. Впоследствии этот прием был использован на большинстве станций подобного типа.
Пол здесь выложен серым гранитом. До середины 1980-х годов он был отделан рельефной керамической плиткой по центру платформы и асфальтом по ее краям. По центру свода раньше располагались оригинальные люстры, которые впоследствии были заменены безликими светильниками кругло-пирамидальной формы.
Название станции связано с первым в СССР аэровокзалом. Аэровокзал — аэропорт, открытый поблизости в 1931 году; позже он был вынесен за черту города. Сейчас сохранились лишь смежные объекты: центральный аэродром и центральный городской аэровокзал. Там находятся авиакассы, оттуда же отправляются автобусы во Внуково, Домодедово, Шереметево. Этот район и проезд сохранили название Аэропорт, а прилегающая к станции метро улица называется 1-ой Аэ-ропортовской.
Район тесно связан с историей авиации нашей страны. На Ходынском поле, на построенном здесь в 1910 году аэродроме Московского общества воздухоплавания (с 1926 года — Центральный аэродром имени Фрунзе), проходили первые полёты на самолётах над городом. В районе метро «Аэропорт» также расположены Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского, центральный дом авиации и космонавтики, многие улицы названы именами прославленных лётчиков.
Решением Правительства Москвы 2001 года было решено застроить район бывшего Ходынского поля и аэропорта. В настоящее время, как уже говорилось раннее, здесь активно ведётся строительство.

17. «Динамо»

kreml_01_bСтанция расположена вблизи одноимённого стадиона, и ее оформление посвящено различным видам спорта. К моменту открытия станции расположенный вблизи неё стадион «Динамо» уже был крупнейшим в Москве. Он рассчитан на 25.000 зрителей и по тем временам считался гигантским. Стоит заметить, что все станции первого участка имели один выход, и лишь на станции «Динамо» выходов было два. Москва любила футбол. Стадион «Динамо» всегда был переполнен, и требовалось быстро разгружать его после матчей.
Своды станции опираются на мощные низкие кубические пилоны, облицованные интересным по цветовой гамме красноватым тагильским мрамором. Необычно выглядят светильники над скамейками, спрятанные в нишах: они прикрыты тонкими мраморными плитами. Получается, что каждый пилон со стороны зала и платформ украшен оригинальными световыми панно из подсвеченного изнутри мрамора. Такой художественный приём был применён только в оформлении «Динамо». К сожалению, со временем некоторые мраморные плиты были утрачены и заменены на крашеное стекло, что несколько портит облик станции.
В тематическое оформление станции также входят 60 круглых рельефных фарфоровых медальонов. Они расположены попарно со стороны зала и платформ в вершинах пилонов. Медальоны изготовлены по эскизам скульптора Елены Янсон-Манизер на знаменитом Ленинградском, бывшем Императорском, фарфоровом заводе. На них помещено 21 изображение видов спорта, популярных в Советском Союзе — лыжи, теннис, метание диска, бокс, гимнастика, футбол, метание ядра и многие другие. Интересно сопоставить виды спорта, модные тогда и теперь. Отдельного внимания заслуживает изображение хоккеиста. Удивительно, что в 1938 году, когда была открыта станция «Динамо», хоккей еще не был распространён в Советском Союзе. В те времена никто и не подозревал, что СССР на долгие годы станет хоккейной державой.
В 1950 году будет открыта станция «Парк Культуры» Кольцевой линии, где, словно в подражание оформлению станций второй очереди, в зале появятся подобные медальоны, но уже из белого мрамора и с изображениями отдыхающих горожан…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *