БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА

Булгавкоская Москва

Булгаковская Москва

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина
Цена: 120 руб.

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера. Пробная версия программы содержит 2 из 11 остановок (2-й и 7-ю). Для начала работы распакуйте архив и откройте файл index.htm

! Вниманию пользователей ! На диске «Булгаковская Москва» из-за особенностей файловой системы возможно неустойчивое воспроизведение экскурсии на компьютере. Для прослушивания аудиопутеводителя в сопровождении слайдов можно использовать одно из решений проблемы:
1. В папке FULLPLUS находятся слайд-фильмы в формате WMV (они воспроизводятся стандартным плеером Windows Media)
2. Скопировать содержимое компакт-диска в произвольный каталог на жестком диске Вашего компьютера, в этой папке вместо существующего файла config.txt записать новый файл. Скачать файл.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

kreml_01_bВ 1921 году Михаил Афанасьевич Булгаков приезжает в Москву с твердым намерением стать писателем и остаётся здесь навсегда. Так начинаются почти все описания московского периода жизни Булгакова. В действительности Москва для Булгакова полна противоречий. Здесь происходит удивительная метаморфоза: писателем становится бывший врач, впрочем, как и его знаменитые соотечественники, Чехов и Вересаев. Это во многом было подготовлено владикавказским периодом жизни Михаила Афанасьевича, в этом городе были написаны первые пьесы автора.
Как же Булгаков приходит к литературе? Мы знаем, что родился Булгаков в Киеве в 1891 году в интеллигентной семье. Отец Михаила Афанасьевича преподавал в Духовной семинарии, мать занималась домашним образованием детей. Семья была очень большая, у Булгакова было три брата и две сестры. Миша был самым старшим. Первые свои рассказы он показывал родным уже в шестилетнем возрасте. Семья часто выезжала летом на дачу в Бучу под Киевом, и там Миша выступал автором домашних спектаклей и постановок. Чрезвычайно одарённый Булгаков обожал театр, особенно оперу. Прекрасно играл на виолончели и пел. Когда же пришло время выбирать профессию, Михаил Афанасьевич склоняется к медицине, потому что и в семье отца, и в семье матери, многие становились врачами.
Булгаков воскликнет: «Москва — это котел, в котором варят новую жизнь». В этот котел Михаилу Афанасьевичу предстояло броситься и повариться в нем, и оставить потомком бесценное описание Москвы тех лет. «Не из прекрасного далёка я изучал Москву 1921-1924 годов. О нет, я истоптал ее вдоль и поперек. На будущее время, когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня всегда есть должность гида». Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть “Собачье сердце” и роман “Мастер и Маргарита”…

2. Театр Сатиры (Триумфальная пл., 2)

kreml_01_bТеатр Сатиры – первый объект Булгаковской Москвы здание на нашем пути. Как раз здесь по тексту романа «Мастер и Маргарита», располагалось «Варьете», где Воланд давал сеанс чёрной магии. А во дворе театра Сатиры разместился сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазело. И в этом же месте находился реальный Московский мюзик-холл. Здание перенесло множество реконструкций, и много раз меняло свое название. Изначально в здании располагался цирк братьев Никитиных. Строение было круглым, как и полагается быть настоящему цирку. Построено оно было в 1911 году архитектором Нилусом.
Когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, затем здесь располагался театр Оперетты, а потом уже в 1924-м Театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции, и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полёта напоминает летающую тарелку. В 1977-м в театре была поставлена пьеса «Бег» по одноименному роману Булгакова. Интересно, что Театр Сатиры связан с судьбой Булгакова еще одной причудливой нитью. До переезда в это здание, театр ютился в Большом Гнездниковском переулке, 10. Так называемом доме Нирнзее, там же Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной.
Слева от Театра Сатиры находится Концертный зал имени Чайковского. К жизни Булгакова он тоже имеет отношение, хотя и опосредованное. Середина 20-х годов, на которые приходится первый московский период жизни Михаила Афанасьевича было удивительно бурным временем в молодом советском искусстве. В архитектуре расцветал конструктивизм, в живописи – постимпрессионизм и авангард. Экстравагантным новатороством в театре отличался Всеволод Мейерхольд. Его творчество, смелые интерпретации классических пьес вызывали споры, но популярность его выросла настолько, что на углу Тверской и Большой Садовой принимается решение построить специальное здание для Театра Мейерхольда…

3. Дом 302-бис (Б. Садовая, 10)

kreml_01_bНичем не приметный дом номер 10 по Большой Садовой был построен в 1903 году фабрикантом Ильей Пигитом, который планировал здесь сделать табачную фабрику. Но в пределах Садового кольца это было запрещено. Кроме того, рядом находилась церковь Святого Ермолая, и опять же подобное соседство было нежелательно. Тогда Пигит решил сделать дом доходным, и почти сразу же здесь начинают появляться художественные мастерские. Таким образом, с самого начала своего существования, дом становится излюбленным местом московской творческой интеллигенции.
Здесь была мастерская художника Петра Кончаловского – деда известных российских кинорежиссёров Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. В доме часто бывали Суриков и Шаляпин, Шершеневич и Мариенгоф. Известно, что в квартире 38 Есенин познакомился с Айсидорой Дункан. В этом доме встречались Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Федор Сологуб, Мартирос Сарьян и Анатолий Луначарский. Словом, дом славен своими жителями и гостями. Булгакову могло бы очень повезти, если бы он попал сюда пятью-семью годами раньше. Но, к сожалению, поле революции дом был перенаселен.
В 1921 году, когда сюда приезжает жить Булгаков, в доме находится рабочая коммуна. Михаила Афанасьевича, который вместе со своей женой занимает одну из комнат 50-й квартиры, окружают пролетарии. Кругом хамство, ругань, летают пивные бутылки. Три года, по по 1924 год, Булгаков прожил в очень тяжелых условиях. Но он не отчаялся, вооружился пером, и как подобает настоящему писателю, многих своих соседей вывел, как литературных персонажей в своих произведениях. Например, его соседка из 48 квартиры была несносная грубая женщина Анна Горячева, которая в последствии станет известна в «Мастере и Маргарите», как «Аннушка-чума». Многие персонажи «Зойкиной квартиры»- это тоже реальные соседи Булгакова.
Булгаков в начале своего пребывания в Москве переменил множество профессий: писал короткие рассказы и фельетоны для разных журналов, в том числе для таких известных изданий, как «Гудок» и «Накануне», был секретарем в Литературном отделе Главполитпросвета, даже служил актером в бродячей труппе. Днем Булгаков работает, а по ночам пишет свои произведения. Так в период с 1921 по1924 годы родились такие вещи, как «Записки на манжетах», «Записки юного врача», «Роковые яйца» и «Белая гвардия». О «Белой гвардии» Булгаков писал, что этот роман он любит больше других своих произведений…

4. Патриаршие пруды

kreml_01_bПатриаршие пруды расположены недалеко от Садового кольца: между улицей Малой Бронной, и переулками Малым Патриаршим и Ермолаевским. Что же это за место — Патриаршие пруды, которое становится точкой отсчета в романе «Мастер и Маргарита»?
У него довольно любопытная история. Когда-то здесь располагалось Козье болото или в народе Козиха. По имени болота получили свое название Большой и Малый Козихинский переулки. В конце XVII века это место своей резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и на месте болота появилась Патриаршая Слобода.
По одной из версий — слово «болото» употребляется как название места, где торговали битым скотом, привезенным из святительских патриарших вотчин. По другой версии здесь действительно была болотистая местность, и Козьим болото называлось потому, что находилось поблизости козьего двора. С козьего двора шерсть отправлялась к царским и патриаршим резиденциям.
В XVII веке Патриаршие пруды содержались в чистоте. Но с годами их забросили и забыли. Только в 1812 году почистили и разбили сквер. Место становится средоточием московской и русской культуры. В этом районе жил поэт Иван Дмитриев. У него в гостях бывали Карамзин, Пушкин, Гоголь, Баратынский. На Патриаршие пруды, где зимой заливали каток, Лев Николаевич Толстой привозил кататься на коньках своих дочерей. По аллеям сквера прогуливался другой Толстой — Алексей Николаевич…

5. Особняк Маргариты – 1 (Спиридоновка, 17)

kreml_01_bПеред нами прекрасный замок, выстроенный известным московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова на знаменитой Спиридоновке, 17.
Перед тем, как говорить о доме, как об «особняке Маргариты», углубимся немного в историю создания этого удивительного шедевра архитектуры. «Московское чудо» — так называли его в те годы.
Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона-чудотворца. По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято в Москве.
В 1945 году название улицы изменилось, ее переименовали в улицу Алексея Толстого. В доме 2 по Спиридоновке – флигеле усадьбы Рябушинского, известный советский писатель провел последние годы жизни. Сейчас там находится Мемориальная музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. В наше время она опять называется Спиридоновкой.
В 1893 году Шехтель получил заказ от Саввы Морозова на постройку дома. Предполагалось, что сам Морозов здесь будет наездами и ему необходим только кабинет и бильярдная. Жена Морозова Зинаида Григорьевна жила здесь постоянно и воспитывала детей. Дом предназначался в первую очередь для нее. Шехтель должен был создать здание необычное, соединяющие уют жилого дома и величие дворца. Вскоре на тихой Спиридоновке выросло сооружение, построенное в новом стиле, поражающие взгляд благородством линий, спокойствием и совершенством пропорций…

6. Особняк Рябушинского (М. Никитская, 6/2)

kreml_01_bСамое известное творение Фёдора Осиповича Шехтеля — это особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице дом 6/2, который строился с 1900 по 1904 год по заказу видного деятеля старообрядческого движения, банкира, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского.
Официально дом принадлежал его жене. В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью — спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон. После национализации в 1918 и 1919 годах личной коллекции Рябушинского более 50 икон XIV-XVI веков поступило в Третьяковскую галерею.
Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн.
Особняк Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. С 1919 года в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 годы — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР Максиму Горькому…

7. Литературный институт (Тверской бул., 25)

kreml_01_bМы находимся около Литературного института. Дом этот представляет собой усадебную постройку XVIII — XIX века. Он сохранил колорит типичного московского особняка.
Имя архитектора, капитально перестроившего дом в стиле ампир, после пожара 1812 года осталось неизвестным, однако историки архитектуры приписывают здание Доменико Жилярди. В литературных кругах Москвы его часто называют «Домом Герцена», потому что в 1812 году здесь родился писатель. Этот дом принадлежал дяде Герцена, помещику Яковлеву. Сам Александр Иванович Герцен здесь провел детство и юность.
В середине XIX века в усадьбе жил Дмитрий Николаевич Свербеев — личность довольно известная в Москве того времени. Образование он получил в Московском университете, служил в Министерстве иностранных дел. В 1830 году в своем особняке на Тверском бульваре Свербеев организовал литературный салон, где часто бывали Пушкин, Лермонтов, Герцен, Гоголь, Белинский и др. Это был период, когда литературные салоны были чрезвычайно модны. В определенный день без специального приглашения в доме собиралась группа людей, чтобы побеседовать, помузицировать. У Свербеевых, наряду с московской свободой и бесконечно длинными спорами, имелись и европейские порядки: угощение подавалось изысканное, но не в обычном московском изобилии. Свербеев завел принятый за границей дверной звонок и бывал недоволен, если кто-то из гостей по привычке колотил в дверь.
В 20-х годах XX века дом был передан писателям. Тогда же на его воротах появился барельефный портрет Александра Герцена. Именно этот дом назван «Домом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите» у Булгакова. С 1933 года здесь находится Литературный институт имени Горького.
В советское время здесь располагались разные литературные организации: такие как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. Это все в центральном корпусе, а в обоих флигелях в разное время жили писатели, у которых в Москве не было своего жилья. Поэтому здесь мы можем встретить мемориальные доски Осипа Мандельштама и Андрея Платонова. Известно, что здесь временно нашли жилье Олеша, Платонов, Гроссман. Платонов даже работал дворником. А теперь расскажем о том, как было представлено здание в романе…

8. Дом Гоголя (Никитский бул., 7)

kreml_01_bМы остановились в небольшом дворе дома 7 по Никитскому Бульвару, около памятника Николаю Васильевичу Гоголю. Тут Гоголь провел последние годы своей жизни. Булгаков и Гоголь не были знакомы, но все-таки мы ставим эти имена рядом, поскольку автор «Мастера и Маргариты» не раз называл себя учеником своего великого земляка. И говорил « О, учитель укрой меня своей чугунной шинелью».
Старый дом на Никитском бульваре (адрес), окруженный деревьями, — прочный, почти с крепостными стенами. Его построили в конце XVII века, возможно, чуть позже. В Москве после войны 1812 года его называли «домом Талызина», потому, что владел им герой войны Александр Талызин. А к тому времени, как здесь поселился Гоголь, дом принадлежал уже его другу графу Александру Толстому. Толстой любил Гоголя, преклонялся перед его талантом и отвел писателю весь первый этаж. Гоголь очень радовался, что теперь у него есть маленький кабинет-спальня и даже небольшая гостиная.
Памятник, о котором идет речь, раньше стоял чуть дальше по бульвару, на Арбатской площади, был ее достопримечательностью. Поставили памятник в1909 году — к столетию со дня рождения великого писателя. Автором памятника был известный скульптор Николай Андреев. На праздник по поводу открытия памятника приехал Лев Николаевич Толстой. Сохранился отзыв Толстого о памятнике: «… хорошее выражение грустное и серьезное. Можно бранить и понять». А вот отзыв знаменитого художника Ильи Репина: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России. Сходство полное. Да здравствует Андреев».
Памятник Андреева стоял на бульваре до 1952 года. К 100-летию со дня смерти писателя его заменили новым. По легенде, в том году мимо памятника проезжал Сталин. Ему очень не понравился печальный и задумчивый вид Гоголя, «не отражающий советскую действительность». Он приказал немедленно поставить другой монумент, и скульптор Томский выполнил задание: новый Гоголь стоит в полный рост с легкой улыбкой, а на постаменте появилась «дарственная» надпись: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Старый «Андреевский» был отправлен на «архитектурное кладбище» в Донской монастырь, и усилиями общественности возвращен оттуда только в 1959 году. Так в Москве оказалось два Гоголя, столь непохожих друг на друга…

9. Последняя квартира Булгакова (Нащокинский пер., 3/5)

kreml_01_bПоследние годы жизни писателя прошли в доме № 3/5 на улице Фурманова, ныне – Нащокинский переулок, параллельный Гоголевскому бульвару, между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком.
Этот дом находился на углу с Нащокинским переулком, названным по фамилии владельца большой усадьбы XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина. Усадьба не существует, по этому адресу находится вновь построенный дом.
С 1926-го Нащокинский переулок назывался улицей Фурманова. Здесь в доме 14 провел последние годы жизни с 1923 по 1926 писатель Дмитрий Андреевич Фурманов. Дом сохранился, на нем мемориальная доска. Романы Фурманова «Чапаев» и «Мятеж» посвящены событиям Гражданской войны и приобрели в советское время широкую известность.
Летом 1932 года Булгаков вступил в первый писательский жилищный кооператив в Москве. Нащокинский переулок можно было бы назвать писательским. В так называемой «писательской надстройке» дома №3, к великому сожалению, снесенного по градостроительному плану в 1976 году, поселились Константин Тренев, Виктор Шкловский, Владимир Билль-Белоцерковский, Мате Залка, Виктор Ардов и многие другие известные писатели.
Михаил Афанасьевич въехал в новую квартиру с Еленой Сергеевной и её младшим сыном Серёжей 18 февраля 1934 года. У Булгакова были очень хорошие отношения с Серёжей, он занимался его воспитанием, и мальчик был к нему сильно привязан. Старший сын Женя остался с отцом, но тоже поддерживал хорошие отношения с Булгаковым.
Осенью 1933-го Осип Мандельштам получил квартиру в этом доме. Здесь же он написал знаменитое стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны..», и сюда же в ночь с 13 на 14 мая 1934 года приехали сотрудники ГПУ и увезли поэта на Лубянку…
В этом доме часто бывала Анна Ахматова. Она всегда останавливалась у Ардовых. Булгаков был дружен с Ахматовой и относился к ней с большим уважением. Он помог Анне Ахматовой составить письмо Сталину, когда арестовали мужа и сына поэтессы. Михаил Афанасьевич дал ей совет: письмо не печатать на машинке, а написать от руки. Это подействовало, через некоторое время обоих освободили, чтобы вновь их арестовать в 1938-м. Мужу Ахматовой Николаю Пунину так и не суждено было вернуться из лагеря…

10. Подвал Мастера (Мансуровский пер., 9)

kreml_01_bНебольшой деревянный дом под номером 9, построенный в середине ХIХ века, больше известен как «дом Мастера».
Дом принадлежал братьям Топлёниновым. Сергей был художником-декоратором, Владимир — актером. С 1926 года в доме снимал комнаты драматург Сергей Ермолинский. Тогда же частым гостем этого дома становится Булгаков.
Булгаков любил этот дом и часто оставался в нем ночевать — зимой здесь тихо потрескивала печь, а в мае, у самых окно цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял фарфоровый умывальник — особая гордость хозяев. Именно в этом полуподвале работал писатель.
Один из самых значимых фрагментов булгаковского «Мастера и Маргариты» — описание жилища Мастера. Обстановка была списана практически с натуры. «Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени».
Как известно, Мастер выиграл по облигации сто тысяч рублей, накупил на эти деньги книг, а также снял две комнатки в подвале (а точнее говоря, в полуподвале) у застройщика. В психиатрической больнице Мастер рассказывает о своем жилище поэту Ивану Бездомному. Мастер вселился в тот подвал, чтобы убежать от суетности мира и в одиночестве, даже в затворничестве работать над своим романом о Пилате. Но, судя по воспоминаниям Сергея Ермолинского, булгаковские будни были несколько иными, чем у Бездомного. Параллелей между ощущениями Булгакова и Мастера проводить все же не стоит. Вот, что вспоминал Ермолинский: «В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку… можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход»…

11. Особняк Маргариты – 2 (Остоженка, 21)

kreml_01_bБулгаковеды считают, что дом № 21 по Остоженке — еще один из вариантов особняка Маргариты. Здание было построено в 1902 году. Первоначальный проект особняка был выполненза два года до этого архитектором Василием Кузнецовым. Его план лег в основу постройки, возводившейся под руководством владельца — известного архитектора Льва Кекушева. Этот особняк принадлежал его жене. Здание напоминает средневековый европейский замок — своей асимметричной композицией, элегантной разновысотностью объемов, романтической граненой башенкой с высоким шатром. Особая пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, орнаментальные рельефы говорят о явной принадлежности постройки стилю модерн.
Кирпичные стены имеют разнообразную декоративную фактуру. На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки — деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.
К сожалению, многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Куда-то исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада. Образ льва служил своеобразной авторской подписью и в том или ином виде всегда присутствовал в постройках архитектора Льва Кекушева. Сейчас здесь находится Бюро военного атташе республики Египет.
Существует версия, что якобы Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому в Мансуровский переулок, 9. Только через несколько лет, когда Кекушевы-родители смирились с ситуацией, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Это очень напоминает историю Мастера и Маргариты. Тут есть о чём подумать литературоведам.
Именно из окна этого особняка вылетает Маргарита, написав своему богатому и любящему мужу письмо: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита». Она несётся над арбатскими переулками….
11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей (Поварская ул., 52). Перед панихидой московский скульптор Сергей Меркуров снял с лица Булгакова посмертную маску. С прощальным словом на панихиде выступают писатель Всеволод Вячеславович Иванов, драматург Алексей Михайлович Файко, актеры Василий Осипович Топорков и Борис Аркадьевич Мордвинов. 12 марта — кремация тела Булгакова. Панихида в Союзе Писателей, похороны на Новодевичьем – это высшие знаки официального признания. Само собой они не могли бы быть оказаны без одобрения Сталина. Воланд отпускает с миром Мастера. Но еще полвека произведения Булгакова будут с трудом пробиваться к русским читателям.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *