МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ МОСКВА

Московский Кремль

Московский Кремль

Длительность: 1,5 ч
Длина маршрута: 2,5 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина
Цена: 120 руб.

Экскурсия рассказывает об истории и архитектуре Московского Кремля и его окружения — Красной площади, Александровского сада, Мавзолея, ГУМа, Казанского собора, Манежа и других достопримечательностях. Демо-версия содержит 2 из 12 остановок маршрута. Для начала работы распакуйте архив и откройте файл index.htm

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Большой Москворецкий мост

kreml_01_bЭкскурсию мы начинаем на одном из 22 мостов, переброшенных через Москву-реку. Этот мост так и называется – Большой Москворецкий. Построен он не так давно, в 30-е годы XX века, причем главным консультантом при строительстве был архитектор Щусев – тот самый, что строил мавзолей Ленина. О самом мосте мы поговорим на последней остановке. Начнем же с того, с чего начинается история Москвы. Столица России основана на реке Москве, которая впервые упоминается в летописях в 1147 году. Тогда суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким за вмешательства во все междоусобные дела, написал своему союзнику Святославу Олеговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов». Дата основания Москвы сомнений не вызывает, чего совсем нельзя сказать об именах первопрестольной и реки, на которой основана столица. Лингвисты полагают, что название «Москва» происходит от общего древнеславянского корня «моск», означавшего нечто топкое и влажное. Эта гипотеза подтверждается тем, что в русском языке до их пор сохранилось слово «промозглый». А первые москвичи называли себя очень важно – «московляне». Юрий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, а потому первым делом основал здесь крепость, т.е. кремль. Собственно Кремлем укрепление стало называться не сразу: сначала это был просто Город (все, что лежало рядом, считалось посадами); со строительством Китай-города центральный город был переименован в Старый. Со строительством Белого города Старый город наконец окрестили Кремлем, что буквально означало «крепость в центре города». Крепость располагалась на Боровицком холме, на слиянии рек Москвы и Неглинной, и представляла собой укрепление площадью в 9 га, за которым в случае опасности могли скрыться все жители окружающих посадов. Постепенно посады разрастались, а вместе с ним разрасталась и крепость. В XIV веке при Иване I, прозванным Калитой, т.е. «денежным мешком», были возведены новые стены Кремля, снаружи деревянные и обмазанные глиной, внутри – каменные. В конце того же века при Дмитрии Донском, победителе Мамаева побоища, на месте старых стен были возведены еще одни новые – из белого камня, которые имели протяженность почти 2 километра, что было всего на 200 метров короче нынешних…

2. Памятник Минину и Пожарскому. Покровский собор

kreml_02_bНад спуском к Москве-реке, по которому мы сейчас поднялись на площадь, высится храм-картинка, похожий на праздничный торт. Его название – собор Покрова Богородицы, что на Рву (вспомним, что с этой стороны Кремль раньше был защищен рвом). Но в народе он известен прежде всего как собор Василия Блаженного. История его такова: в середине XVI века Иван Грозный вел войну с Казанским и Астраханским ханствами, и по мере каждой одержанной победы на этом месте возводили деревянную церковь в честь того святого, в день которого брали город. Всего церквей соорудили восемь, и по окончании войны русский самодержец пожелал их видеть каменными. Тогда русские мастера-умельцы, Барма и Постник (по некоторым данным, это был один мастер, Иван Барма) совершили уникальное в истории архитектуры – они объединили 8 церквей в монолитный ансамбль, сгруппировав их вокруг одной главной – Покровской церкви Богоматери. Через три десятка лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм – св. Василия, который и дал название всему собору. Откровенно говоря, храм был построен в честь отца Ивана Грозного, Василия III, но романтические легенды обрастают вокруг этого места со дня основания собора.
Рассказывают, что в Москве в XVI веке жил юродивый Василий, обладавший редким даром исцелителя и ясновидца. Блаженных на Руси любили всегда, но того Василия почитал даже сам Иван Грозный. Казнивший приближенных за малейшие оплошности, царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Грозный пригласил юродивого во дворец, желая услышать от него какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что это делает юродивый, тот отвечал, что тушит пожар в Новгороде…
Обычно считают, что Минина и Пожарского вспомнили в XIX веке только для того, чтобы провести аналогии с 1812 годом. Но хотя памятник установили в 1818 году, задуман он был еще в 1804-м, следовательно, аллюзии на тему наполеоновских войн он приобрел уже в процессе создания. Автор скульптурной группы – Иван Петрович Мартос, крупнейший мастер русского классицизма. По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало негодование государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял радом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить, но при этом скульптор не погрешил исторической правдой: князь Пожарский действительно получил в боях тяжелые раны, а потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу и слушая при этом призыв Минина на ополчение…

3. Спасская башня

kreml_02_bСпасская – самая главная башня Кремля. Она служила парадным въездом в Кремль, через ее ворота проходили все торжественные выезды, выходы патриарха, встречи иностранных послов. Идущая от Спасских ворот улица внутри Кремля также называлась Спасской и являлась главной магистралью крепости. Внутри башни были помещения, которые нередко использовались как тюрьма, особенно во время прогремевших на площади восстаний в XVII веке – известных соляного и медного бунтов.
В XVI веке на башне были установлены фигуры львов и медведей, что уже само по себе любопытно для фортификационного сооружения, но, кроме того, здесь также поставили изваянные фигуры обнаженных людей. Такой факт уникален для русской архитектуры и труднообъясним – ведь церковь на Руси в средние века не допускала даже обычных фигурных изображений, не говоря уж об обнаженных. Да и что церковь – оригинальная выходка художников вызвала ропот даже в народе. Царь Михаил Алексеевич благоразумно приказал одеть «болваны», как их тогда уже обозвали, в платья из английского сукна. К сожалению, этот курьез нам увидеть не суждено – его не пощадили время и частые пожары. Одежды обтрепались и обгорели, после чего неприжившиеся на башне «ню» пришлось снять и больше не восстанавливать.
Некогда на фасаде Спасской находился и гораздо более почитаемый объект – икона Спаса Нерукотворного – т.е. канонизированного изображения полотна, которым вытер лик Христос, шедший на Голгофу, после чего оно таинственным образом отпечаталось на нем. Эта икона была установлена в 17 веке в специальный киот (рамку), который вы можете видеть на башне до сих пор. Особым указом запрещалось проходить под воротами в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» этих правил строго наказывали – били батогами в стрелецком приказе или заставляли класть 50 земных поклонов. При советской власти икона исчезла.
Именно на Спасской башне в XV веке появились первые часы в России. В конце XVI-го века часы имели уже три главных башни – Спасская, Троицкая и Тайницкая. Циферблаты тогда были настолько большими, что по ним могли узнавать время все, у кого не было часов дома, а поскольку таких счастливых обладателей было тогда считанные единицы, от трех главных башен зависело все течение времени в городе. Минутной стрелки на часах старой конструкции не существовало…

4. Мавзолей

kreml_04_bСледующий объект нашего осмотра – это мавзолей Ленина. Советский зиккурат, как его иногда называют, возведенный по образцу одного из семи чудес света гробницы древнего восточного правителя Мавсола 4 века до н.э., был сооружен в 1924 году по требованиям народных масс. Люди тогда присылали в правительство многочисленные письма, в которых просили не предавать тело вождя земле, и просьба народа была исполнена. Сначала мавзолей был сооружен деревянным, но через пять лет временную постройку архитектор Щусев заменил вековой – из гранита, порфира и черного лабрадора. Если вы зайдете внутрь, пройдете вестибюль и окажетесь в траурном зале, то увидите тело Ленина, которое покоится в хрустальном саркофаге. Способ бальзамирования постоянно совершенствуется: первоначально ученые предполагали, что тело вождя будет храниться без изменений всего 20-30 лет, сейчас – уже более 100. Помимо всего прочего, мумия требует специальной вентиляции и температурного режима. Периодически ее обновляют, погружая в специальный раствор, и каждые несколько лет сменяют костюм Ильича. Мало кто из прошлого поколения помнит сейчас, что некогда на вожде был не гражданский костюм, а военный френч.
Вспомним, что в марте 1953 года в мавзолей поместили еще и Иосифа Виссарионовича Сталина, а на фризе над входом надпись была отредактирована: «Ленин, Сталин». Однако после развенчания культа личности, проводимого Н.С. Хрущевым, Ленин вновь остался единственным обитателем зиккурата, а прах Сталина был перезахоронен под Кремлевской стеной…

5. Казанский собор

kreml_05_bВ углу Красной площади находится небольшой Казанский собор, который по стечению обстоятельств связан с уже знакомым нам героем князем Дмитрием Пожарским. Дело в том, что когда ополчение выходило из Ярославля, воины несли перед собой 6 списков иконы Казанской Божьей Матери, и когда князю удалось отбить неприятеля и вступить на Красную площадь, он дал обет построить храм, посвященный этому иконному образу. Храм действительно был построен на средства князя, но в 1936 году разрушен советской властью, и потому перед вашими глазами – облик недавно отстроенной церкви. С Казанским собором, связано имя одного из самых выдающихся историков архитектуры XX века, известного благодаря своим героическим подвигам по спасению памятников – Петра Дмитриевича Барановского.
Его усилиями были спасены от уничтожения многие храмы, и это именно в те годы, когда шел повальный снос древних сооружений. . Ученый спас постройки в Коломенском, и он же не дал снести собор Василия Блаженного. Барановский объявил голодовку, и рассказывают даже, что лег он у подножия собора, заявив, что умрет вместе с храмом. Такие активные и весьма опасные по тем временам действия оказали свое воздействие: Василий Блаженный остался украшением Красной площади, однако Барановского сослали в город Мариинск. При этом неутомимый реставратор и оттуда в письмах к жене осторожно спрашивал: «Как там Вася, наш Вася?», имея в виду, конечно, Василия Блаженного.
История Казанского собора намного более печальна, нежели собора Покрова-на-Рву. Уничтожили его с особым цинизмом. Дело в том, что к началу революции храм выглядел совсем по другому, он был сильно перестроен и утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году храм начали воссоздавать по старинным документом, но в 1930-м реконструкция была заморожена. Барановского направили не много ни мало на строительство первых трасс БАМа, а церковь, простояв еще до 1936 года, была снесена начисто. На месте древней святыни был устроен общественный туалет – что, как не этот факт, буквально выражало отношение советской власти к культуре прошлого своей страны…

6. Арсенал (вход в Александровский сад)

kreml_06_bОбратим внимание на строгое протяженное здание, которое занимает весь северный угол московской крепости от Никольской башни до Троицкой. Спокойный мерный ритм, строгость фасада, — все это выдает признаки нового, не средневекового времени. Здание начали строить при Петре I, и его замысел как оружейного склада был связан с возможным нападением шведов, которое ожидалось после поражения под Нарвой в 1700 году. Петр сам участвовал в проектировке, но, несмотря на внимание со стороны царя, арсенал строился медленно. Причиной тому были отчасти пожары, отчасти строительные недочеты (например, в 1713 году при золочении крыши не рассчитали обилия позолоты, и от щедрости архитекторов она провалилась и проломила оба этажа). Главной же причиной был указ Петра, который запрещал вести какое-либо каменное строительство во всех городах, кроме Петербурга. На арсенал, надо думать, материалы выдавались, но с окончанием русско-шведской войны видимо квоту камней сократили, а потому строили весь 18 век.
Отдадим должное Петру I и напомним, что он далеко не был монархом-самодуром, вникал во все дела и технические подробности любого дела, умел не только рассчитывать смету, но и овладел чуть ли не всеми видами ремесла – гончарным делом, столярным, плотничеством и кораблестроением. Во время заграничной поездки по Европе он получил диплом артиллерийского дела в Кенигсберге, аттестат плотника и кораблестроителя в Амстердаме, затем, неудовлетворенный расчетами «на авось» «тупых» голландцев, Петр отправился за точностью метода в Англию. Там он не только изучил корабельное дело, но и успел вкратце ознакомиться с придворным этикетом одной из изысканнейших европейских столиц. Не умеющий держать себя в обществе, принимавший корсеты дам за ребра, этот дикий «варвар на троне» сумел, тем не менее, сумел очаровать всю женскую половину английского двора…

7. Кутафья башня

kreml_07_bКутафья башня — самая приземистая и широкая из двадцати башен Кремля, она единственная не включена непосредственно в стену. Прозвище Кутафья, фактически, и означает на одном из старых русских наречий неуклюжую, дородную женщину, и было дано башне по излюбленной русской привычке одушевлять различные предметы и строения. Особенность Кутафьей башни еще и в том, что, построенная в начале 16 века, она всегда существовала за пределами кремля и являлась предмостным сооружением, которое защищало подступы к крепости. От башни через реку Неглинную был перекинут Троицкий мост. Сначала деревянный, а затем каменный, он был неоднократно запечатлен на исторических пейзажах Аполлинария Васнецова, брата того самого автора «Трех богатырей» Виктора Васнецова, который в конце XIX века расписывал Исторический музей. Надо отметить, что конструкция Троицкого моста была необычна: он не перекидывался от одно башни к другой, а стоял между ними и соединялся с укреплениями перекидными мостами.
Через Кутафью башню по мосту можно попасть в Кремль, предварительно приобретя билет. В Кремль посетители попадают через ворота Троицкой башни – второй по важности после Спасской. Через нее также когда-то выходили торжественные процессии.
Самая высокая башня, рост которой приближается к 80 метрам, словно по насмешке архитектора оказалась рядом со своей приземистой соседкой. Рост Троицкой башни, кстати, шел не только вверх, но и вниз – башня имела еще и обширные двухэтажные подвалы, которые вплоть до начала XVII века использовались как тюремные казематы.
Справедливости ради отметим, что высота Кутафьей башни сократилась на 7 метров из-за сильных археологических наслоений на и составляет теперь всего 13 из бывших 20. Тем не менее, башни составляют значительный контраст и образуют весьма живописный и своеобразный ансамбль…

8. Государственный Кремлевский дворец

kreml_08_bПервое здание, которое попадется на нашем пути находится справа по ходу движения. Оно известно каждому москвичу как КДС, хотя еще в 1992 году сменившее свое название с привычного «Кремлевского Дворца съездов» на «Государственный Кремлевский Дворец».
Замысел построить здание к XXII съезду ЦК КПСС, т.е. к 1962 году, принадлежал главному секретарю ЦК Никите Сергеевичу Хрущеву. До этого съезды проходили либо в старом Кремлевском дворце, либо в Большом театре, Хрущеву же хотелось заседать в новом здании. Генеральный секретарь категорически не соглашался и на какое-либо другое место вне Кремля, даже на место разрушенного храма Христа Спасителя. Пришлось частично разрушать старую кремлевскую застройку – офицерские казармы Николая I. Для строительства взяли не одного архитектора, а целую «бригаду» зодчих – сроки были срочные, на возведение дворца дали всего 16 месяцев. За любую оплошность можно было поплатиться партбилетом, карьерой и даже свободой. Но и средств не жалели – отправляли наших инженеров в загранпоездки, например, в Китай, где польщенный и гордый Мао Цзедун демонстрировал им новый выстроенный зал для заседаний на 10 тыс. мест. Говорят, пришлось пойти еще на одну хитрость: отправить команду специалистов в Бельгию якобы для подготовки массовой закупки алюминиевых изделий. На самом же деле инженеры досконально изучили все секреты использования этого металла в строительстве, опыта которого в СССР на тот момент не было.
Были и неприятные инциденты, стоившие инженерам немало потраченных нервов. Как-то решили для перестраховки снять пробу стали для несущих конструкций, и тут оказалось, что металл некачественный, в нем повышенное содержание углерода и строить из него нельзя. Началась паника, т.к. на земле стояла уже немалая часть здания. Взяли еще пробу – те же показатели. Архитекторы уже готовились к «снятию голов», обещанному Алексеем Николаевичем Косыгиным, но догадались отнести пробы в другую лабораторию. Как оказалось, все было в порядке, а в пугающих результатах был повинен неисправный прибор по измерению углерода.
Испытания здания проходили не менее волнительно: сначала во дворец запустили 5 дивизий, т.е. 15 тыс. человек солдат, которых поместили в гардеробе, в залах, на крыше, и заставили их маршировать строевым шагом. Кому-то показалось, что ходит пол, и назначили дополнительные испытания — «танцевальный вечер», на который пригласили труппу Большого театра и 600 пар комсомольцев. После того, как здание выдержало краковяк в исполнении более тысячи человек, архитекторы вздохнули спокойно – угроза миновала, и началось распределение Ленинских премий. Награды получило 7 человек из назначенных 13-ти.
Хрущев был доволен более остальных – ведь это ему принадлежала идея строительства. Он даже предложил назвать постройку не зданием съездов, а дворцом съездов, подарив Кремлю еще один дворец. Тем не менее, долго заседать в КДС ему не пришлось. Вызванный с отдыха в Пицунде в октябре 1964 года, Хрущев выслушал обвинения партийных заговорщиков в «ненормальном положении в партии и стране», в «формировании культа личности» и был вынужден принять настоятельный совет освободить все посты.
Обратим внимание на Дворцовую, или, до недавнего времени, Коммунистическую улицу, которая уходит вправо от Троицкой башни. Она была одной из основных жилых магистралей, и – трудно представить – действительно была густо заселена…

9. Ивановская площадь

kreml_02_bМы на Ивановской площади – в самом центре Кремля. Давайте обратимся сначала к самому высокому ее сооружению – к колокольне «Иван Великий». На самом деле это не колокольня, а целый ансамбль, состоящий из колокольни, церкви и т.н. Филаретовой пристройки. Иван Великий рос на протяжении нескольких веков: сначала в 1505 году архитектор Бон Фрязин построил саму колокольню – ее вы видите с правой стороны как самую высокую часть ансамбля. Тогда она была на ярус меньше современной высоты, а через столетие, при Борисе Годунове, достигла современного уровня – 81 метра. Вплоть до строительства храма Христа Спасителя в 1883 году колокольня оставалась самым высоким сооружением в Москве. В XVI-XVII вв к ней пристроили церковь-звонницу, а затем еще и звонницу с шатровым завершением – самую низкую часть, которую вы видите с левой стороны.
Благодаря такому количеству звонниц Иван Великий несет на своих белокаменных плечах 18 колоколов – такой «роскошью» не может похвастаться ни одна церковь в Москве. Колокола распределены по нескольким ярусам, и большинство из обладает своими именами – Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин и прочие, в каждом из которых отражена особенность его звучания. Вообще диапазон колокольных «голосов» разделялся на три регистра – это т.н. благовестные колокола (басовые), красные (сравнимые с диапазоном человеческого голоса) и зазвонные (дисканты). Когда колокола звонили, гармоничное созвучие образовывали все три вида – отсюда и пошли слова «трезвон» и «трезвонить». Звук колокола зависел не только от его массы, которая варьируется в колоколах Ивана Великого от 123 кг до 7 тонн, но также и от состава медного сплава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорция меди, серебра и золота в сплаве устанавливалась по наитию. Вспомним мальчика из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», которому, несмотря на его юный возраст, доверили выплавку главного колокола собора только потому, что тот обладал неизвестным почтенным старцам рецептом сплава.
Обратим теперь внимание на Царь-пушку. Сорокатонное орудие было отлито в 1586 году при царе Федоре Ивановиче, втором сыне Иване Грозного. Автор пушки – превосходный литейщик Алексей Чохов, чьи пушки сейчас хранятся даже в замках Швейцарии…

10. Соборная площадь

Мы оказались в уникальном месте – средоточии духовных святынь Москвы. Со всех сторон нас окружают храмы – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церкви Ризоположения и Двенадцати апостолов, Иван Великий. Чтобы не запутаться в этих уникальных памятниках, начнем обзор с самого главного собора Москвы – Успенского.
Первый собор с посвящением Успению (т.е. чуду вознесения души Богоматери после ее упокоения) был построен в Кремле еще при Иване Калите, на этом же самом месте. (Надо его описать, чтобы человек сообразил, где же он? То же по остальным соборам). Когда за сто лет существования собор изрядно обветшал, при Иване III в 1470-е годы решили выстроить новый, одновременно с обновлением остальных построек Соборной площади, о которых речь впереди.
Первоначально Успенский собор страны начали строить, как и полагается, русские зодчие, но из-за плохого связующего раствора конструкция обвалилась. По совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти, прозванного за мудрость Аристотелем. Тот не был знаком с особым типом конструкции древнерусских храмов, когда все пространство представляет собой крест с куполом в центре (т.н. крестово-купольная система), а потому собор получился совершенно особенным. Внешне он похож на русский храм, в частности, на Успенский собор во Владимире, что и требовалось от архитектора, но конструктивно выстроен совершенно иначе – своего рода русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: такого просторного церковного пространства нет больше нигде в России, своды очень высокие и к тому же равновысотные, чего на Руси делать не умели.
В Успенском соборе в 1498 году состоялась первая церемония венчания на царство, введенная в придворный церемониал Иваном III. Главным ее элементом стала шапкой Мономаха, которая подносилась как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I включительно. Первый раз венчали сына Ивана III Гаврилу, нареченного царем Василием III. О шапке Мономаха была создана тогда красивая легенда: утверждалось, будто бы она была дарована Владимиру Мономаху византийскими императорами еще в XII веке, как наследнику и преемнику империи – потому она и получила название в честь своего выдуманного владельца. На самом же деле шапка была привезена из Золотой Орды Иваном Калитой много позже, как трофей или подарок, и значилась в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ее чеканных золотых поверхностях без труда можно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка не должны вводить в заблуждение – они были добавлены одновременно с созданием легенды…

11. Боровицкая башня

kreml_02_bТеперь мы с вами обратимся к Боровицкой башне – последней на южной стороне Кремля. Она является также одной из трех главных проездных башен, две из которых мы уже видели – Спасскую и Троицкую. Правда, в отличие от них, Боровицкая башня не имела парадного значения и не служила воротами для торжественных процессий, зато она была необходима для хозяйственных нужд, для проезда на Житный и Конюшенный дворы, которые находились на месте Тайницкого сада. Свое название башня получила в честь Боровицкого холма, который, в свою очередь, был назван так благодаря густому бору, или лесу, который покрывал весь кремлевский холм. Вообще издавна существовало предание, что Москва, как и Рим, покоится на 7 холмах – Боровицком, Сретенском, Тверском, Трехгорном, Лефортовском, Воробьевском и Вшивой Горке. По правде говоря, большинство из перечисленных названий – это не холмы, а слабо выраженные возвышенности, но легенда служила знаменитой идее «Москва – третий Рим» и активно культивировалась летописцами.
Боровицкая башня, как и многие другие постройки Кремля, была взорвана во время отступления французский войск в 1812 году, но вскоре ее восстановил архитектор Осип Иванович Бове. В 1820-е годы разобрали мост, который шел от башни и соединял оба берега реки Неглинки. Река была заключена в трубу, а на ее месте, как мы помним, разбили Александровский сад, спроектированный тем же Бове.
Покинув Кремль давайте вспомним еще про одну из его загадок, которая до сих пор не раскрыта. Тайна, волнующая ученых и обывателей – это мифическая библиотека Ивана Грозного. Некогда находившаяся на территории Кремля, библиотека упоминается многими летописцами и иностранными путешественниками, но не дает ученым ни малейших следов, чтобы можно было начать раскопки. Предполагалось, что она помещалась в подклете Благовещенского собора среди других сокровищ, но там были найдены только селадоны. Возможно, она сокрыта в каком-то засыпанном подземелье, но где именно – не знает никто.
Тайна эта началась с того, что некогда, а именно в конце 15 века, многочисленные труды древнегреческих и византийских философов и ученых привезла в Москву византийская принцесса София Палеолог в приданое своему супругу Ивану III. Тогда книги из пергамента и так приравнивались к сокровищам, но в этот раз привезли что-то невероятное – труды Аристотеля, Заратустры, египетские папирусы, а также книги, спасенные из сгоревшей библиотеки Александрии, города Александра Македонского. Иван Грозный, питавший к книгам не меньшую страсть, чем к драгоценным камням, продолжал собирать библиотеку, не обладая при этом возможностью прочитать многие из приобретенного. Тем не менее, дорожил он ими больше жизни и приказал итальянцу Фьорованти соорудить подземные катакомбы в Кремле, ибо тот был одним из лучших специалистов в Европе по тайникам и подземельям. Как могли неоднократно убедиться современные ученые, Фьорованти сослужил свою службу слишком хорошо…

12. Большой Каменный мост

kreml_12_bМы с вами стоим на Большом Каменном мосту и смотрим на золотые главы соборов Кремля уже с внешней его стороны. Мост, на котором мы находимся – один из первых, переброшенных через извилистое русло Москвы-реки. Каменным он был не всегда: сначала конструкция была наплавной, или, как ее еще называли, живой, состоящей из связанных бревен, лежащих на поверхности воды. Такие мосты поднимались и опускались вместе с уровнем воды, и могли быть убраны в любой момент в случае появления неприятеля. В 17 веке мост стал каменным, и чрезвычайно полюбился москвичам: по весне они приходили сюда, чтобы смотреть на половодье или на таяние льдов, на то, как льдины разбиваются о мощные опоры-быки. По ночам, говорят, здесь орудовали разбойники – они сбрасывали ограбленных прохожих в реку, — отсюда, вероятно, и пошло название «концы в воду». В середине XIX века мост был заменен первой металлической конструкцией, а в 1938 году был построен современный мост, длина которого приближается к 500 метрам. Аналогичная судьбы и у Большого Москворецкого моста, на котором мы начали экскурсию. Сначала наплавной мост, затем деревянный на сваях, затем деревянный, но на каменных быках-устоях, наконец, с середины 19-го века — металлический.
Кстати, устройство Большого Каменного моста, Большого Москворецкого моста и нескольких других, построенных при Сталине в 30-е годы — характерная черта Москвы. Мост как бы перелетает не только через реку, но и поднимается над набережными. С одной стороны, этот прием имеет чисто практическое значение – движение по мосту и набережным полностью развязаны, а высокий кремлевский берег плавно сопряжен с более низким Замоскворечьем. С другой стороны, «московская конструкция» компенсирует в общем-то скромные размеры Москвы-реки. При длине в 470 километров, ее ширина около Кремля всего сотня метров. Таким образом, мост, который практически в пять раз шире самой реки, как бы скрывает этот недостаток. Справедливости ради заметим, что первым в СССР мостом «московской конструкции» стал как ни странно мост Володарского в Ленинграде…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *