ПЕТЕРГОФ. Фонтаны.

Петергоф

Петергоф

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина
Цена: 120 руб.

Аудиогид «Петергоф. Фонтаны» — лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа «Самсон», «Шахматная гора», «Пирамида», «Солнце» и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:
Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. «Ленинский проспект» или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. «Балтийская»).
Официальный сайт ГМЗ «Петергоф»: http://peterhofmuseum.ru/
Телефон: (812) 420-00-73
Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные — до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные — до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.
Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Большой Петергофский дворец

kreml_01_bПетергоф возник вскоре после возвращения России приневских земель, в 1710-е годы, как одна из царских резиденций. Петр Первый задолго до окончания Северной войны стремился закрепиться здесь и в военном, и в экономическом отношении. Согласно его планам одновременно строились крепости, порты и дворцовые ансамбли. Нижний парк создавался по образцу западноевропейских регулярных парков, но запечатлел, помимо тогдашней архитектурной моды, и память о русском московском садоводстве, и бурную российскую историю начала 18 века. Без этих зримых и материальных следов истории нам не были бы по-настоящему интересны никакие старинные красоты. И пусть не смущают многократные упоминания о разрушениях времен Великой Отечественной войны. Ансамбль, который мы увидим, пережил войну и прошел через сложнейшую масштабную реставрацию, в этом тоже его лицо и его ценность.
Нижний сад, или парк, находится в средней, прилегающей к морскому берегу части современного Петергофа. С севера его границей служит побережье Финского залива, с юга – береговой уступ с Большим дворцом, по краю которого мы идем сейчас. Территория парка составляет 102,5 га. До устройства сада это был низменный болотистый берег с редким лесом, у нынешней западной границы находилась финская деревушка Кусоя.
Начало устройства Нижнего парка Петергофа относится к 1714 г. Проект его разбивки приписывается французскому архитектору Леблону, приглашенному Петром I в Россию. Леблон был главным распорядителем всех работ в Петергофе по устройству садов и фонтанов, но активное участие в этом принимал сам Петр I. Царь хорошо ориентировался в альбомах образцовых архитектурных сооружений и проектов, которые издавались в начале XVIII в. во Франции и Германии. А еще — у него было свое, фантастическое для современников, представление и о будущем России, и о том, какой станет через десяток лет его приморская резиденция.

Show Content

kreml_01_bБольшой каскад Петергофа занимает площадь свыше 300 кв. м, высота склона здесь достигает 11 м. Семь гигантских ступеней с каждой стороны и расположенные в 2 яруса гроты — это настоящий водяной дворец. Строительство каскада продолжалось с 1715 по 1723 гг, архитекторы Леблон, Микетти, Земцов и Браунштейн руководили работами и создавали эскизы для скульптурного убранства. Стены гротов и каскада облицевали пористым камнем-туфом и устричными раковинами. Декоративная скульптура Большого каскада была выполнена из свинца, и потому нуждалась в замене уже к концу XVIII в. По решению комиссии профессоров Академии художеств, приступили к замене всех свинцовых статуй на бронзовые. Здесь работали лучшие российские скульпторы того времени: Шубин, Щедрин, Рашетт, Мартос, Гордеев. Часть статуй отлили по сохранившимся в Академии художеств первоначальным моделям, а недостающие сделали вновь.
При этом сохранили и развили идею прославления в Петергофе победы России в Северной войне. Мы упомянули уже миф о Персее. Чтобы расшифровать все собранные барельефы и статуи – времени экскурсии не хватит. Достаточно сказать, что здесь собраны все мифы о наказанной гордыне и самонадеянности — здесь есть Диана и Актеон, Аполлон и Марсий, Нарцисс, Фаэтон на солнечной колеснице. Все они напоминают о посрамлении шведского короля Карла XII и его армии. Не могли обойти вниманием и миф о богине Латоне, которую не подпускали к воде озера ликийские крестьяне — так Швеция не давала России выхода к Балтийскому морю. По мифу, жадные крестьяне были обращены в лягушек — и две бронзовые лягушки сидят на нижнем уступе каскада. Во всех многочисленных сюжетах о похищениях и о неправедном обладании чем-либо видели напоминание о захвате Швецией русских приневских земель, за которые и начал войну Петр Первый.
И конечно, среди фигур каскада речные божества — наяды и олицетворения рек. Женская и мужская фигуры на туфовых полуостровках по обеим сторонам у основания каскада — это аллегории рек Невы и Волхова…

3. Оранжерейный садик

kreml_01_bЭкскурсия по Петергофу продолжается у Большой Оранжерет, она была построена в 1722-1725 гг. по проекту уже знакомого нам архитектора Браунштейна. Она смотрится как дворцовый павильон благодаря высоким полуциркульным окнам первого этажа и балюстрадам по краю крыши. Даже окна мансарды украшены вазами, а всего здесь 112 ваз трех видов и размеров. Но нарядный фасад прикрывал постройку сугубо утилитарного назначения. В Оранжерее в зимнее время хранились редкие экзотические растения, которые летом расставляли в кадках и фигурных керамических вазах во дворцах, цветниках, у фонтанных бассейнов и гротов. Окна обеспечивали максимальное солнечное освещение, а обогревалась Оранжерея, как и любая другая постройка, дровяными печами.
В Оранжерейном садике располагались огородные грядки, неизменно сопровождавшие постройки теплиц и оранжерей в петергофском Нижнем парке, а так же места для выращивания цветов, используемых затем в цветниках. Оранжерейный сад служил своеобразным «выставочным залом» под открытым небом и опытной площадкой для проведения экспериментов по акклиматизации новых растений перед высадкой их в цветники. Здесь поддерживался особый микроклимат, ведь сад защищен от холодных ветров и заморозков с одной стороны склоном с террасой, а с другой — 34-метровым полуциркульным фасадом Оранжереи.
В центре Оранжерейного сада действует фонтан, украшенный скульптурной группой «Тритон». Водяное чудовище вцепилось когтями в бедро Тритона. Мощным усилием повелитель волн разрывает его зубастую пасть, из которой вырывается столб воды. От схватившихся противников, в испуге вытянув шеи, отползают четыре черепахи. Не правда ли, композиция напоминает уменьшенного «Самсона, разрывающего пасть льва»? И она так же является аллегорией победоносной борьбы России за Балтийское море. История этой фонтанной фигуры характерна для Петергофа. Она была исполнена из свинца в 1726 г. по модели скульптора Растрелли (это отец знаменитого архитектора Бартоломео Карло Растрелли), одновременно с постройкой фонтанного бассейна архитектором Усовым. Через 150 лет ее заменили скульптурой, изготовленной по рисунку Иенсена в Берлине. Хотя рисунок был сделан по старой скульптуре, берлинские мастера значительно отошли от оригинала. Во время Великой Отечественной войны скульптура была утрачена, и восстановлена в 1956 г. При восстановлении декора фонтана скульптор Гуржий исходил из рисунков XVIII в., фиксирующих растреллиевское произведение…

Show Content

kreml_01_bОгромные чудовища этого фонтана Петергофа не выглядят слишком страшными, несмотря на их клыкастые пасти и мускулистые когтистые лапы. Возможно потому, что они ярко многоцветно раскрашены, а прозрачная бегущая вода придает всему праздничный вид. Фантастические существа исполнены динамично и живо. Ясно, что они охраняют нечто, скрытое за массивной дверью скального грота на верху горы. Драконы изрыгают потоки воды, которые скользят по четырем сливным скатам, раскрашенным крупными шахматными клетками. Пробежав по наклону 32 м, вода низвергается в бассейн, закрывая широкой муаровой завесой арку нижнего грота. Ритм спускающихся вниз ступеней каскада подчеркивается струями и 10-ю статуями из белого мрамора, украшающими деревянные лестницы по сторонам каскада. Статуи выполнены в начале XVIII в. итальянскими мастерами.
Замысел строительства каскада в Петергофе принадлежит Петру I, но Петр представлял его несколько иным. В собственноручных повелениях он распорядился закончить к весне 1722 или 1723 года «кашкаду марморовую против малой Марлинской, с малым гротом и дикой горой… У сей горы смотреть, чтобы два старые дома или руины были о двух или о трех этажах, и чтобы казались малые перед горою и делана была пропорция.» То есть каскад был задуман как руинный, облицованный мрамором и подобный малому каскаду в резиденции французского короля в Марли. На верху каскада предполагалось установить «Нептунову телегу» с четырьмя морскими лошадьми, изрыгающими воду, по уступам — фигуры Тритонов, спутников морского бога…

Show Content

kreml_01_bЭтот петергофский фонтан, хоть и не самый грандиозный по размерам, считается самым многоводным фонтаном Нижнего парка. Форма четырехгранного обелиска полностью создается водой.
Впервые «пирамида водяная с малыми кашкадами» упоминается в 1721 г., когда по указу Петра архитектор Микетти выполнил чертеж, повторивший версальский фонтан «Обелиск». Петр решил изменить форму водяной фигуры с трехгранной на четырехгранную, и работы закончились лишь в 1724 г. под руководством Земцова и фонтанного мастера Суалема, осуществившего водоподводящее устройство. Современник Петра Первого, камер-юнкер герцога Голштинского Фридрих Берхгольц, записал свои впечатления от нового фонтана: «Подобного большого и красивого водомета нет, может быть, нигде».
Сегодняшний облик фонтана складывался еще в продолжении почти 100 лет. В конце 30-х гг. XVIII в. бассейн фонтана был огражден деревянными балюстрадами с золочеными вазами, затем в 1773 г. архитектор Яковлев составил проект нового обрамления фонтана из мрамора. Этот проект был осуществлен лишь в 1799 г., уже другим архитектором. Балюстрады бассейна и мостиков через канал, сливные ступени каскада и 12 ваз изготовили из мрамора, а стенки бассейна выложили из гранита. В 1800 г. петергофские фонтанные мастера, в частности Стрельников, обновили водоподводящее устройство «Пирамиды», которое с небольшими изменениями сохранилось до 1941 г.
Только успокоив взгляд на какой-то из граней обелиска, замечаешь удивительно красивый рисунок водяных струек — разводы, как на поверхности мрамора, но постоянно меняющиеся, живые. Вы можете полюбоваться этим особым эффектом, а пока немного о том, чего мы не увидим — об уникальном техническом устройстве этого фонтана. Фонтан «Пирамида» с технической точки зрения является самостоятельным сооружением – он не связан с ближайшими водометами общей системой труб, его питает отдельный пруд-накопитель…

6. Фонтаны-шутихи

kreml_01_bПрогулка по Петергофу не обходится без шутих. Шутихи «Елочки» расположены слева по ходу нашего движения, за деревьями, к ним ведет отходящая влево узкая аллея. Это три металлических деревца, которые с первого взгляда можно принять за настоящие. Ствол прочеканен под кору, сучья выполнены из латуни, хвоя из жести, и каждая елочка окрашена в естественные цвета. Подойдите поближе — из сучьев брызжут тонкие струйки воды. Эта рощица- недотрога появилась в 1784 г. Извилистой дорожкой она соединена с соседним семейством фонтанов-шутих. Пройдем немного вперед, к фонтану «Дубок», окруженному 5-ю металлическими фонтанчиками-тюльпанами.
В Нижнем саду предполагалось сделать несколько подобных фонтанов, действующих «разным манером». Они были обязательным элементом европейских регулярных парков эпохи барокко. Парк вовлекал посетителя в игру — в нем были и лабиринты, и картины-обманки, и водяные сюрпризы. Русские сады XVII в. также широко использовали водные потехи. Так, например, Верхний сад в Кремле, располагавшийся на крыше Запасного дворца, имел большой пруд, в специальном свинцовом резервуаре. По этому пруду плавала целая потешная флотилия. Плавание в потешных прудах высоко над уровнем воды в Москва-реке давало, по-видимому, острое ощущение ирреальности окружающего…

Show Content

kreml_01_bВ московских садах XVII в. отводились участки для содержания редких животных и птиц. Эта традиция нашла отражение и в Нижнем парке, и мы сейчас вошли на территорию так называемого Менажерейного сада. Он был устроен в 1716-1717 гг. Леблоном и Браунштейном для задуманного Петром зверинца (по французски «менажерия» – зверинец), наподобие того, какой он видел в Версале и других садах европейских монархов. Бассейн занимает основную часть Менажерейного сада. В нем содержали лебедей и редких водоплавающих птиц.
В начале 1720-х годов в Петергофе архитектор Микетти придал зверинцу облик парадного сада с двумя одинаковыми павильонами-вольерами и фонтаном в бассейне в виде пустотелого столба, окруженного дуговыми струями. Полвека спустя Фельтен и Яковлев изменили композицию водомета. Появилось 16 фонтанирующих дельфинов и жестяная колонка с дисками, рисунок струй фонтана определил его название – «Солнце». Колонка медленно вращается — она соединена зубчатой передачей с валом водяного колеса, помещенного в декорированном туфом постаменте. Вода к колесу подается отдельной трубой, отходящей от общей фонтанной магистрали.
Более 150 лет фонтан «Солнце» был огражден высокими стенами царской купальни, которая располагалась в Менажерейном пруду, что, конечно, вносило диссонанс в облик этого района. Только в 1926 г. купальню разобрали и редкий образец «движущихся» водометов был включен в пейзажный парк. В годы Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. Его восстановление было начато в середине 50-х гг. По сохраненным образцам воссоздавали дельфинов; отливали столб с дисками и реставрировали турбины с использованием старых деталей…

8. Ансамбль Монплезира

kreml_01_bДворец Монплезир расположен в самой старинной части Нижнего парка Петергофа. Здание вытянуто вдоль берега моря и состоит из центрального объема, к которому с запада и с востока примыкают галереи, завершающиеся небольшими павильонами – люстгаузами. Центр дворца подчеркнут высокой шатровой трехступенчатой крышей, большими овальными слуховыми окнами и резной деревянной вазой наверху. Крыши люстгаузов также с изломом, но несколько меньшей высоты, они завершены маленькими световыми фонариками, и каждый увенчан небольшой точеной вазой.
Перед нами один из первых «малых» дворцов Петергофа, появившихся в России в первой четверти XVIII в. Существовала мода давать дворцам и павильонам поэтические названия по французскому образцу: Монплезир означает «мое удовольствие», Монбижу — «моя драгоценность», Эрмитаж – «место уединения». Эти названия вы найдете во всех описаниях аристократических садов 18 века и во всех принадлежавших царской семье резиденциях под Петербургом, если они появились раньше 1800 года.
Петровский Монплезир называли также «Голландский домик». Это ровесник Петергофа. Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого Петра I. Петр хотел иметь резиденцию, которая размахом и роскошью затмила бы французский Версаль, но идеалом жилища считал именно голландскую усадьбу, где все соразмерно человеку, продуманно и удобно. В его набросках намечены не только местоположение дворца, но и его внутренняя планировка. Дворец Монплезир вмещает и один довольно просторный парадный зал, и застекленные галереи, и особое помещение для бесценного восточного фарфора, и систему личных комнат Петра. Так называемый Морской кабинет Монплезира при очень скромных размерах имеет целых три окна с видом на Финский залив. Нижняя часть стен покрыта фаянсовыми голландскими изразцами, белыми с синей росписью. Сюжет росписи — суда под парусами, не какие-то условные, а 16 типов реальных парусников петровского времени. И конечно, морю и кораблям отведено большинство живописных полотен кабинета, купленных Петром в Западной Европе…

9. Фонтан «Адам»

kreml_01_bВ петровских документах «Адамова фонтанна» указана под номером 9. Статуя «Адам» изготовлена из белого каррарского мрамора венецианским скульптором Бонацца, специально по заказу русского дипломатического представителя в Италии. Это копия со скульптуры, находящейся во дворце дожей в Венеции. В 1710-е годы таких заказов было сделано немало. Петр личным примером показывает, как должен быть украшен дом и сад российского просвещенного аристократа. И облик российского двора меняется на глазах. Пройдет три десятка лет, и дипломаты в европейских странах будут всерьез озабочены закупками тканей на платья, кружев, чулок и косметики. Закупками в масштабах государственных, для дочери Петра императрицы Елизаветы.
Водяной убор фонтана «Адам» в Петергофе тесно связан с геометрической планировкой аллей. Бассейн имеет 8 граней — соответственно расходящимся от него 8 дорожкам. В центре бассейна в груде туфовых камней помещены 16 фонтанных насадок, из которых веером бьют струи, образуя изящный водяной букет. У фонтанных мастеров есть свои секреты. Например, здесь струи воды, достигая 7-метровой высоты, не распыляются, а расщепляются на крупные капли, и их падение в бассейн хорошо видно издалека. Объединение различных видов искусств – архитектуры, скульптуры, рисунка водяных струй – характерно для решения многих ансамблей Нижнего парка. Это тоже важная черта регулярного парка — каждый элемент откровенно искусственный, но вместе они создают особый мир. Мир, не похожий на все окружающее, но не мертвый, а по-своему живущий. Вспомним, что 18 век — время увлечения сложнейшими механическими игрушками. Так что не стоит считать виртуальную реальность изобретением конца 20 века.
В регулярном паркостроении подчеркивалось, что человек господствует над природой, является властелином мира. Еще раз обратите внимание на 8 аллей Петергофа , симметрично расходящихся от центральной площади; посмотрите на деревья и кустарники, посаженные в ряд, они связывают этот участок с другими районами парка. В XVIII в. фонтан с двух сторон был окружен деревянными трельяжными беседками, которые служили для посетителей парка укрытием от ненастной погоды. О них напоминают сегодняшние изящные постройки…

10. Центральный мостик над Морским каналом

kreml_01_bБольшой каскад связан с морем сверкающей лентой Морского канала, шириной 12 м. Он начинается от ковша Большого каскада, прорезает поперек всю центральную часть парка, и выступает, огражденный дамбами, далеко в залив. Дело в том, что конце канала находится гавань, а практически все гавани и пристани в этой части побережья приходится «отодвигать» от берега, строя длинные дамбы, из-за мелководности Финского залива у его южного берега. Из гранита сложены изогнутые скобами стены шлюза и вблизи от него – лестницы с пристанью для шлюпок. Канал дает главному фонтанному ансамблю торжественность и пространственный размах.
Строительство канала в Петергофе началось в январе 1716 г. Последовал царский указ, в котором Канцелярии от строений предписывалось: «В Петергофе канал от моря закопать…» — то есть начать копать. К лету 1721 г. канал, ковш, морская пристань были закончены. Камер-юнкер Берхгольц, побывавший на празднике открытия Петергофской резиденции 15 августа 1723 г., оставил следующую запись: «Немедленно по прибытии нашем, мы вошли в прекрасный большой канал, протекающий прямо перед дворцом. Этот канал длиною до полуверсты и так широк, что в нем могут стоять два буера, император сам ввел в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжили путь по одному из шлюзов… Когда вышли на берег, император начал водить всех знатных гостей всюду…». Берега парковой части канала по окончании его строительства были окружены балюстрадой, а ведущие вдоль них аллеи – трельяжными решетками…

11. Фонтан «Ева»

kreml_01_bПо своему художественному оформлению водомет аналогичен уже виденному нами фонтану «Адам», их отличает лишь статуя. Фонтаны «Ева» и «Адам» расположены на Марлинской аллее, на равном расстоянии от Морского канала. Они связаны друг с другом не только библейским сюжетом. В России первой четверти XVIII в. образы первых людей на земле, прародителей человеческого рода Адама и Евы, могли обозначать венценосную пару — Перта I с Екатериной. Царская чета хвалебно отождествлялась с первыми людьми на Земле, созданными Богом. Их славили как «первых», то есть лучших и самых совершенных во всех делах. Идея устройства фонтанов «Адам» и «Ева» исходила от Петра. Однако появление парного в Петергофе фонтана «Ева» в западной части парка задержалось на четыре года. Только в 1725 г., после смерти Петра, императрица Екатерина I распорядилась приступить к устройству фонтана. Этот указ носил политическую подоплеку. Необходимо было подчеркнуть роль императрицы как продолжательницы дела Петра Великого, как «матери Отечества» — супруги «отца Отечества», как Евы, явившейся из адамова ребра. И возникает еще одна смысловая связь — в этих уединенных, закрытых участках парка нам напоминают о торжественном Большом каскаде, о его скульптуре, полной мифологических образов с политическим подтекстом. К осени 1726 г. по чертежам Тимофея Усова фонтан был построен и «опробован водою»…

12. Павильон Эрмитаж

kreml_01_bНазвание «эрмитаж», родственное слову «герметичный», переводят обычно как «место уединения», но буквально оно означает «жилье отшельника», обиталище одинокого монаха. Эрмитажи были характерной принадлежностью французских регулярных парков. Отшельником здесь становился сам высокородный хозяин дворцов и парков, и уединение было весьма относительным, а о монашеском образе жизнь речь не шла. В Эрмитаже царь мог провести время не в официальной обстановке и не в окружении сотен людей, а узком кругу близких или особо почетных лиц. Перед нами первая подобная постройка в России — а на протяжении 18 века Эрмитаж будет непременной принадлежностью царских и аристократических дворцово-парковых ансамблей. Идея построить Эрмитаж в Петергофе на берегу Финского залива пришла к Петру I после посещения Версаля. Там он увидел подобное сооружение, которое пришлось ему по душе. Здесь не нужно было соблюдать строгих правил придворного этикета. По образцу петергофского Эрмитажа стали возводить подобные сооружения в окрестностях Петербурга и под Москвой…

13. Львиный каскад

kreml_01_bВ 1800 г. по проекту архитектора Андрея Воронихина в Петергофе напротив Эрмитажа был построен Эрмитажный каскад. В отличие от остальных петергофских каскадов, его возвели не на склоне террасы, а в равнинной части парка, он был рассчитан на круговой обзор. Он состоял из площади, вымощенной путиловской плитой, и двух невысоких каменных стенок по сторонам. Стенки служили постаментом для восьми ваз, из которых поднимались невысокие толстые струи, вода переполняла верхний бассейн и по двум полукруглым ступеням падала вниз. Справа и слева от каскада на пьедесталах стояли отлитые по модели Прокофьева бронзовые львы. Каскад был сооружен из любимого Воронихиным пудосткого камня. Строительными работами руководил архитектор Броуэр, устройством фонтанной проводки занимался фонтанный мастер Стрельников. В 50-х гг. XIX в. Эрмитажный каскад из-за сильного разрушения пудосткого камня был разобран, и на его месте по проекту архитектора Штакеншнейдера создали новый, за которым закрепилось название «Львиный». Строительные работы были завершены к июню 1857 г.
В годы войны Львиный каскад был разрушен, из 14 колонн устояли лишь пять. Уцелел гранитный цоколь, две фонтанные чаши, бассейны с поврежденными мраморными поребриками и пьедесталы скульптур. Сами львы, как и скульптура «Нимфа Аганиппа» работы Федора Толстого, были утрачены. Восстановление львиного каскада растянулось на десятилетия, только в конце 90-х гг. работы повели активно. Каскад воссоздавался по сохранившемуся проекту Штакеншнейдера польскими и российскими реставраторами. С открытием в августе 2000 г. Львиного каскада завершилось продолжавшееся полвека восстановление фонтанного убранства Нижнего парка…

14. Каскад «Золотая гора» и дворец Марли

kreml_01_bОтвесы сливных ступеней покрыли медными золочеными листами, что послужило источником нового названия каскада – «Золотая гора». На верхней стене в центре находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руках; слева от него – Тритон, трубящий в морскую раковину; справа – Вакх, бог вина и веселья. Ниже пьедесталов каждой статуи прикреплены три золоченых маскарона сказочных морских чудовищ. По 6 статуй расположено и на боковых стенах каскада. На западной стороне вверху находится богиня Солнца – Миневра, олицетворяющая мудрость и тайны всех наук и ремесел. На голове у нее шлем, у ног – наковальня.
Искусственный петергофский водопад украшен маскаронами и статуями. В скульптурном убранстве каскада преобладают копии 60-х гг. XIX в. с древнегреческих и римских оригиналов, а 6 фигур принадлежит резцу выдающихся венецианских скульпторов начала XVIII в. Тарсия, Баррата и Зорзони…

15. Сад Венеры

kreml_01_bТакое название дали садику, распланированному в Петергофе 1721-1724 гг. В 18 веке в его восточной части находился большой трельяжный павильон, а в западной — голубятня. Сад был когда-то гораздо богаче плодовыми растениями — кроме яблонь, здесь росли малина, клубника, смородина, вишни разных сортов. Обратите внимание на можжевеловую клумбу. Предположительно, в планировку сада клумба была включена по указу Петра I. Местные сорта можжевельника не очень хорошо прижились, и кустарник, который мы видим сейчас, приобретен в Голландии. Он имеет форму свечи и может достичь высоты до 1 метра 70 см. Земляной вал насыпали, создавая котлованы для Марлинских прудов. К нему примыкает подпорная стена, разделенная на 76 полуциркульных ниш и увенчанная балюстрадой, по верху вала идет липовая аллея. Пройдем через садик вдоль стены, в сторону дворца Марли.
Полюбуемся ведущей на вал центральной лестницей сложного барочного рисунка, и поднимемся на него по другой лестнице, в западном конце стены. Прежде чем прогуляться по валу на высоте 3-х метров над уровнем моря, остановимся наверху лестницы.
Отсюда не только открывается прекрасный вид на залив. Видны Секторальные пруды за дворцом Марли — водные сектора разделены дамбами и мостом. Виден сбегающий с берегового уступа ручей и еще один участок парка за ним — здесь в 1723 г. по проекту архитектора Браунштейна началось устройство небольшого сада, названного садом Бахуса… Здесь заканичается прогулка по Петергофу и аудиогид с Вами прощается.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *