ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. С чего начинается Петербург

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 2,5 км
Автор: О.Слепенкова, Е.Калинина
Читает: М.Берлина
Цена: 120 руб.

Аудиоэкскурсия посвящена одному из главных туристических объектов Санкт-Петербурга. Крепость, основанная Петром Великим, дала имя и жизнь новому городу, надежно защитила невские берега от посягательств. История «Петропавловки» многослойна — это и образец европейской фортификации XVIII века, и бывшая тюрьма для политзаключенных, и место упокоения всех российских императоров и членов императорской семьи. Петропавловский собор, Заячий остров, Трубецкой бастион, Невские ворота, Алексеевский равелин, Комендантская пристань — эти слова наполнены историей великого города, приобщиться к которой может любой желающий.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Иоанновский мост

kreml_01_bМы находимся в самом сердце Санкт-Петербурга, перед вами деревянный Иоанновский мост, а за ним поднимаются стены Петропавловской крепости. Здесь начинался город.
Вспомним предысторию: в течение 17 века размеры Московского государства увеличились в 15 раз. На присоединенных землях Сибири, юга России, Поволжья строятся сотни новых городов. Санкт-Петербург – лишь один из многих, но это город особой судьбы. Основанный как приграничная крепость, он вскоре становится новой столицей России, открыв собой петербургский период русской истории.
Санкт-Петербург расположен на 42 островах невской дельты. Они были хорошо известны задолго до его основания. У острова, на котором находится крепость, есть своя история. В русских летописях под 1573 г. упоминается чухонская, то есть финская, деревня в несколько дворов, что была расположена на островке. Известно, что один из шведских королей подарил остров знатному вельможе графу Стенбоку. Тот выстроил на острове мызу, назвав поместье Люстенхольм – Веселое. Однако, после вскоре случившегося наводнения, которое разрушило постройки, граф мызу восстанавливать не стал, а остров назвал Тойсфельхольм – Чертов. Есть у небольшого островка и еще одно именование, финское – Енисаари, что в переводе означает Заячий. Именно поэтому к 300-летию Петербурга была установлена фигурка зайца – идя по левой стороне моста, и заглянув за перила, вы можете его увидеть. Автором этого оригинального памятника – скульптор Петровичев…

2. План крепости

kreml_01_bВ «Повести временных лет», первом летописном своде славянского народа, рассказывается, что через земли, ставшие потом российскими, проповедуя христианство, проходил первый ученик Иисуса – Апостол Андрей Первозванный. Легенда о «Зачатии и издании царствующего града Санкт-Петербурга» продолжает это предание и повествует, что апостол Андрей достиг Невы и, стоя на ее берегах, предрекал великое будущее граду, что будет здесь основан.
Та же легенда рассказывает, что при закладке Санкт- Петербургской фортеции в основание её Петром I «… был поставлен … ящик из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил император поставить в тот ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного». На крышке этого ящика было вырезано «По воплощении Иисус Христове 1703 мая 16 основан царствующий град Санктпетербург великим государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским». Если принять эту легенду за истину, то первая постройка города покоится на святых мощах первого ученика Иисуса. Впоследствии, апостола Андрея стали почитать как одного из небесных покровителей города. И не случайно многие храмы Петербурга будут освящены в его честь.
Работы по возведению дерево-земляной крепости ведутся с «поспешанием» и за три летних месяца к маю 1704 года окончены. Напряжение сил было огромным, а условия работы – невероятно тяжелы. Около 20 тысяч работных людей со всей России приняли участие в строительстве.
С 1706 года архитектор Доменико Трезини ведет работы по перестройке крепости в камне, сохраняя, в основных чертах, первоначальный замысел. Строится она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «… сам Его Величество сочинил чертёж оной крепости»…

3. Петровские ворота

kreml_01_bНа территорию Петропавловской крепости мы пройдём через Петровские ворота, которые всегда считались парадным входом в неё. К сожалению, сейчас ворота находятся на реставрации, поэтому нам остаётся лишь представить, как они выглядели.
Названы ворота были по некогда украшавшей их скульптуре апостола Петра. Деревянная фигура небесного покровителя Петра Великого – первоверховного апостола Петра с его непременным атрибутом – двумя ключами – завершала композицию ворот.
Любопытно, что впоследствии Екатерина II, высочайше утвердив герб Петербурга, даровала городу также два ключа от его символических ворот.
До постройки равелина, стены которого мы миновали, и ворота, и венчающая их скульптура апостола Петра были хорошо видны со стороны Троицкой площади.
Ворота созданы первым петербургским архитектором Доменико Трезини. Подписав первоначальный контракт на три года, Трезини остался до конца жизни в России, ставшей для него второй родиной. Тридцать лет он посвятил воплощению мечты Петра, которому Петербург виделся как «величайший и славнейший паче всех городов на свете». Одной из главных его работ станет строительство крепости и возведение на её территории кафедрального собора во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла…

4. Великокняжеская усыпальница

kreml_01_bОбратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов…

5. Памятник Петру

kreml_01_bВ городе существует несколько памятников его основателю Петру Великому. Один из них, пожалуй, самый спорный, перед нами. Созданный известным художником русского зарубежья Михаилом Шемякиным, он был подарен городу и установлен в крепости в июне 1991 года. Использовав восковую маску, созданную скульптором Растрелли, еще при жизни Петра, Шемякин придал своеобразно увиденному им образу царя гротескную заостренность. Натуралистически выполнена голова без парика – точная копия с работы Растрелли. Петр действительно был высок – его рост 2 метра 4 см, и при этом имел узкие плечи. В скульптуре же Шемякина пропорции фигуры сознательно сильно искажены.
Перед нами неоднозначный памятник. Шемякин на языке искусства ведет диалог с другими монументами и образами Петра, созданными в Петербурге. И в первую очередь, это полемика с гордой красотой Медного Всадника Фальконе. Это не традиционный образ имперского преобразователя в зените славы, Шемякин представил Петра в его поражении.
До сих пор не стихают споры вокруг такого изображения Петра Великого. Одни восторгаются, другие негодуют. Можно по-разному оценивать этот памятник с точки зрения искусства, сомневаться в правильности выбора места для его установки, но следует признать – такое изображение Петра заставляет размышлять о противоречивости личности императора и его преобразований. Нарушающий привычное, традиционное представление о Петре, памятник появился в трудное для страны время перемен. Такой же сложной была эпоха петровских реформ…

6. Невские ворота

kreml_01_bПод аркой Невских ворот справа на стене укреплены металлические и мраморные памятные доски с отметками уровня самых сильных наводнений в истории Петербурга. Линия между литерами А и В указывает уровень подъёма воды. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» – то есть показан тот уровень почвы, который существовал в 18 веке. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся стихии.
Петербургские наводнения имеют не речную, а морскую природу. Морские наводнения – их называют ещё штормовыми нагонами – происходят и на других морях, угрожают многим городам, но Петербург среди них – один из самых больших.
Со дня основания города в Петербурге произошло более трёхсот наводнений. Когда-то опасным для города считался подъём воды выше 90 сантиметров. Так как за время существования города культурный слой поднялся почти на полтора метра, сейчас наводнением считается подъём воды в Неве на 161 сантиметр выше ординара – нулевой отметки на футштоке, установленном у Горного института на Васильевском острове. После наводнения 1777 года Екатерина II принимает указ «об учреждении в городе знаков и сигналов» для оповещения населения о подъёме воды в Неве. Эти указы действовали почти без изменений до 1930-х годов, до широкого распространения радиовещания.
Сентябрьское наводнение 1777 года было третьим по высоте за всю историю петербургских наводнений. Вода поднялась тогда на 321 сантиметр. Были разрушены сотни домов, с корнем вырваны тысячи деревьев, размыты петербургские кладбища, корабли выброшены волной на набережные. Погибли устроенные ещё Петром фонтаны Летнего сада, так более и не восстановленные. Уничтожены лавки с товарами и продовольствием, погибли люди.
Императрица Екатерина писала своему корреспонденту: «Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима». По воспоминаниям современников, во время наводнения императрица усердно молилась в церкви Зимнего дворца. Когда же опасность миновала, она призвала к себе во дворец обер-полицмейстера Чичерина. Когда он явился, императрица встала, поклонилась в пояс и сказала: «Благодарствуй, Николай Иванович! По милости твоей погибло множество моих верных подданных!». Обер-полицмейстер был обвинён в плохом состоянии городских водотоков…

7. Комендантская пристань

kreml_01_bПеред вами один из красивейших в Петербурге видов. Справа – величественный купол Исаакиевского собора и рядом – золотая игла Адмиралтейства, здания Сената и Синода.
Лучшие зодчие мира создавали эту симфонию в камне, в которой самой красивой и респектабельной стала Дворцовая набережная. Ее предстаёт перед нами на противоположном, левом берегу Невы.
Дворцовая набережная расположена между Дворцовым и Троицким мостами. Рассмотрим панораму между двумя мостами. Справа – Императорский Зимний дворец – гениальное творение великого Растрелли, жемчужина русского барокко. Он строился в царствование дочери Петра, императрицы Елизаветы, но жить в этом дворце ей не пришлось. Елизавета умирает, не дождавшись окончания грандиозного строительства, и хозяйкой нового Зимнего дворца становится Екатерина II.
Начатое ещё Петром I собирание предметов искусства при Екатерине приобрело систематический характер и позволило создать в России художественные коллекции европейского масштаба. Особенно ценной была Эрмитажная картинная галерея, которая начала создаваться уже через год после вступления императрицы на престол. Во время царствования Екатерины Зимний дворец превратился в настоящий храм муз. Кроме картин великолепные залы приняли замечательные коллекции рисунков, скульптур, драгоценных камней, серебра, шпалер, предметов декоративного искусства. Для хранения коллекций строятся новые здания. Левее Зимнего – здание Малого Эрмитажа, возведённое по проекту Валлен-Деламота, оно характерно для периода перехода от барокко к классицизму. Ещё левее – простое и изысканное строение Юрия Фельтена, которое со временем стали называть Старым Эрмитажем. И, наконец, заключающий этот ансамбль со стороны Невы и Дворцовой набережной Эрмитажный театр, построенный Джакомо Кваренги – гениальный аккорд зрелого классицизма…

8. Нарышкин бастион

kreml_01_bМы находимся на территории Нарышкина бастиона. Он назван по имени отвечавшего за его постройку Кирилла Алексеевича Нарышкина. Нарышкин был не только сподвижником Петра, но и его ближайшим родственником. Он доводился Петру Первому двоюродным братом. Нарышкин шесть лет был комендантом Санкт-Петербурга, а затем был назначен губернатором Москвы.
Первоначально бастион Нарышкина, как и вся крепость, был дерево-земляной. В то время, когда крепость перестраивалась в кирпиче и камне, шведы ещё угрожали новому городу. Поэтому перестройка велась поэтапно, чтобы крепость не утратила своей обороноспособности. Очередь до Нарышкина бастиона дошла уже после смерти основателя Петербурга. Через полгода после смерти Петра первый камень в основание бастиона заложила новая императрица – Екатерина I.
Возведению каменных бастионов и куртин предшествовали большие земляные работы. Самый большой объём таких работ по подсыпке земли, что увеличивало территорию Заячьего острова, был произведён именно на Нарышкином бастионе. Это дало возможность выдвинуть бастион намного вперёд в Неву, сделать крепость в плане более симметричной…
На крепостной стене в центре бастиона внимание привлекает выразительный силуэт Флажной башни. Слово «башня», может быть, не очень подходит этому небольшому изящному сооружению. За долгое время существования этого строения его назвали и павильоном, и беседкой и «кабинетом, на котором стоит флаг». Флажная, или Флагшточная, башня на Нарышкином бастионе была поставлена ещё архитектором Трезини. Через несколько лет её перестраивает Миних «для отдохновения императрицы Анны Иоанновны». Посещая крепость, императрица желала любоваться невской панорамой из павильона, где можно не только отдохнуть, но и выпить чашечку кофе…

9. Тюрьма Трубецкого бастиона

kreml_01_bМы подошли к стенам Трубецкого бастиона. Он находится прямо напротив официальной резиденции императора – Зимнего дворца. Такое странное соседство заставило одного из петербуржцев написать: «Нахождение одной резиденции на Неве против другой есть знак тому, что одна без другой существовать не в состоянии». Действительно, еще ни одна власть не обходилась без тюрем.
Именно Трубецкой бастион с 18 века стал местом для заключения арестантов. В Трубецком раскате содержался сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной царевич Алексей. Царевича, обвиненного в «измене и предательстве» арестовали в 1718 году и поместили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним находились здесь же бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. В Трубецком бастионе разместилась Тайная канцелярия, созданная специально для дела царевича. В казематах шли допросы. Не избежал пыток и Алексей. Судя по глухим указаниям документов, его Пётр I не только присутствовал при допросах сына, но и выполнял роль палача. Верховным судом из 127 высших военных и гражданских чинов Алексей был осужден на смертную казнь. В книге гарнизонной канцелярии отмечено, что 26 июня 1718 года, т.е. через день после вынесения приговора царевич преставился. Неожиданная и скорая смерть его осталась одной из мрачных загадок русской истории.
В 60-70-е годы 19 века, когда начинает ощущаться острая нехватка тюремных помещений в крепости, комендант генерал Корсаков обратился в Главное Инженерное Управление с просьбой приспособить для содержания заключенных пустующие казематы Трубецкого бастиона. Летом 1870 года состоялась закладка тюрьмы…

10. Алексеевский равелин

kreml_01_bНачиная экскурсию, мы с вами находились на западном Иоанновском равелине. Пройдя всю территорию крепости с запада на восток, мы оказались на Алексеевском равелине. Он заслужил себе дурную славу и в городе о нем предпочитали говорить вполголоса. «Отсюда не выходят, отсюда только выносят» – речь шла об особых арестантских помещениях, что находились на его территории.
Со времени правления Екатерины II, одновременно с казематами, существовала специально отстроенная тюрьма на территории Алексеевского равелина. Она вошла в историю как Секретный дом, уже названием представляя свой особый статус. Здесь часто оказывались без суда, или вопреки приговору находились без срока до особого царского повеления. В стенах этой тюрьмы действовал один закон – личная воля императора.
Деятельность Секретного Дома вызвала к жизни множество легенд. В первую очередь это объясняется отсутствием в течение долгого времени каких-либо сведений о нем. Первая информация становится доступной только в начале 19 века.
Секретный Дом был изолирован от всей крепостной территории. Так же как Иоанновский равелин, равелин Алексеевский отделялся рвом с водой. На подъемном мостике находилась охрана, которой дано было право стрелять без предупреждения. Сюда могли прийти только четыре человека: сам император, генерал-губернатор, комендант крепости и смотритель тюрьмы. Охрана была организована очень тщательно. Именно с арестантскими помещениями Алексеевского равелина связана одна из волнующих и неразгаданных тайн русской истории. Здесь в 1775 году содержалась так называемая княжна Тараканова. Ее трагическая история впоследствии станет основой для многочисленных домыслов, которые за отсутствием информации чаще всего были недостоверны. Так всколыхнет общественное мнение картина художника Флавицкого, изображающая несчастную княжну, погибающую в каземате от наводнения.
Поводом для этого послужило страшное событие – на Васильевском острове во время наводнения 1777 года смыло острог и погибло три сотни арестантов. В городе поползли слухи о потоплении арестантов в Петропавловской крепости, и в числе их княжны Таракановой. Но как пишет один из исследователей «история требует правды и гнушается вымыслами» – Тараканова умерла за 2 года до наводнения от чахотки…

11. Зотов бастион

kreml_01_bВдоль Никольской куртины мы подошли к Зотову бастиону. Он был построен под присмотром дядьки и воспитателя Петра I московского думного дьяка Аникиты Моисеевича Зотова. В честь своего строителя бастион впоследствии и был наименован.
На примере этого бастиона можно еще раз оценить всю мощь крепостных стен и продуманность планировки Петропавловской крепости. Недаром ее считали образцовой, а французский генерал-инженер Жозев Гаспар Ламбер де Герэн за участие в построении Санкт-Петербургской фортеции был награжден в октябре 1703 года орденом Святого апостола Андрея Первозванного. В 1710-х годах ее укрепления, только перестраиваемые в камне, уже служили предметом изучения в московской инженерной школе.
Санкт-Петербургская крепость возводилась по всем правилам военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Вся система крепости давала возможность без потерь вести оборону от любого неприятельского нападения. Прорытый внутрь крепости канал давал защитникам крепости неограниченный ресурс питьевой воды.
Стены бастиона, высотой до 12 метров, сложены из кирпича. Они состоят из двух частей: обращенной на протоку наружной стены, которую называют эскарповой. Ее толщина достигает от 3 до 8 метров. Внутренняя или валганговая стена, выходящая внутрь крепости, имеет толщину кирпичной кладки до 2 метров. Кстати, это хорошо можно видеть по окнам, прорезающим толщину стены. Амбразуры имеют форму стрельчатых ниш…

12. Соборная площадь

kreml_01_bИ вновь пред нами предстает Петропавловский собор, один из значимых памятников города, свидетель его начальных дней.. «Смело, дерзновенно, словно брошен вверх, к бесстрастным небесам, изящный, тонкий, ярко блестящий шпиц Петропавловского собора» – одна из ярких доминант Петербурга. Колокольня Петропавловского собора и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением города, ее высота 122 с половиной метра. Ее силуэт с фигурой ангела на шпиле стал одним из символов северной столицы. Он воспринимался современниками как знак утверждения России на Невских берегах. Дата закладки его уже символ – в 1712 году город признан новой столицей России. Характерной чертой петербургской архитектуры становятся шпили его многочисленных храмов. Этот мотив на долгое время определит архитектурный образ новой столицы и станет одним из градоформирующих факторов. На плоских, равнинных территориях Петербурга такие доминанты связывали все разрозненные постройки в единый ансамбль. Так же как и сам собор является центром ансамбля соборной площади.
Небольшой изящной павильон в центре площади – Ботный дом – получил свое название по назначению – он был построен для хранения реликвии – небольшого английского бота. На борту этого кораблика Петр, еще подростком, получил свои первые уроки в навигации. Впоследствии, император называл его «Дедушкой русского флота» и в назидание потомкам приказал хранить вечно. Для чего в1767 году архитектор Вист строит Ботный дом. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля, украшена статуей – аллегорией Навигации…

13. Петропавловский собор

kreml_01_bЗайдя в собор, мы попадаем в небольшое помещение – притвор. Мы находимся прямо под колокольней. Слева, под лестницей, ведущей на колокольню, расположены три первых захоронения собора. Вы видите перед собой памятные надгробные плиты из белого мрамора. В центре – могила сына Петра, опального царевича Алексея. После трагической и таинственной смерти в каземате Трубецкого бастиона его тело без почестей было предано земле в ещё недостроенном соборе.
Здесь же за три года до смерти Алексея была похоронена его супруга крон-принцесса Шарлота-Христина-София, умершая родами, а также сестра Петра I, царевна Мария Алексеевна. А теперь пройдём в церковный зал.
Если притвор символизирует в церкви мир земной, то красота и роскошь церковного зала должна отразить собой совершенство мира небесного. В плане Петропавловский собор не похож на традиционный православный храм допетровский Руси.
По роскоши своего убранства он скорее напоминает парадный зал дворца. Из государевой казны для позолотных работ было выдано двести килограммов червонного золота. Внутреннее пространство разделено на три нефа мощными столбами-пилонами, расписанными под мрамор.
Огромное пространство залито светом – шестиметровые окна, светлая окраска стен, золочёное лепное убранство, люстры из золоченой бронзы, горного хрусталя и цветного венецианского стекла – все звучит нарядно и торжественно…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *