ЦАРСКОЕ СЕЛО (Пушкин). Екатерининский парк

Царское село

Царское село

Длительность: 2 ч
Автор: Н. Фрейман
Читает: М. Берлина
Цена: 120 руб.

Царское село – один из красивейших пригородов Петербурга, который можно посетить в любое время года. Аудиоэкскурсия предлагает прогулку Екатерининскому парку, состояющую из 17 остановок. Вы познакомитесь с такими знаменитыми на весь мир памятниками, как Екатерининский дворец, Камеронова галерея, павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большой каприз, Китайская деревня. И, конечно, будет рассказано о главном певце царскосельских красот – Александре Пушкине, чье имя сейчас носит город. Демо-версия программы содержит 3 из 17 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:
Добраться до г. Пушкин можно электропоездом с Витебского вокзала (ст.м. «Пушкинская») или от ст. Купчино (м. «Купчино») до ст. «Павловск» или на маршрутном такси от ст. м. «Московская».
Екатерининский парк открыт ежедневно с 9 до 18 часов. Выходные дни: вторник и последний понедельник каждого месяца. Дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме вторника и последнего понедельника каждого месяца. Учтите, что в летнее время попасть во дворец без группы практически невозможно.
Кроме Екатерининского дворца для посещения доступны экспозиции Государственного музея-заповедника «Царскоесело»: павильоны в Екатеринском парке («Грот», «Холодные бани», Камеронова галерея, «Агатовые комнаты»).
Официальный сайтhttp://tzar.ru/
Телефон: (812) 465-9424
Достойным внимания является Мемориальный музей-лицей, находящийся у входа в Екатерининский парк. Он работает ежедневно с 10.30 до 17 ч, кроме вторника и последней пятницы месяца.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. У входа в парк перед Лицеем

kreml_01_b«Отечество нам Царское Село», – сказал некогда Александр Сергеевич Пушкин. Казалось бы, эта фраза – поэтическое преувеличение, юношеский порыв, дань первому вдохновению, первой дружбе и первой любви, зародившимся в этих прекрасных местах. Но если вдуматься, если внимательно присмотреться к этому пригороду Санкт-Петербурга, мы увидим целый мир, в котором вершилась история нашего государства, росли, мужали и творили гении.
На первый взгляд Царское Село не трудно обойти за несколько часов, узнать все его тайны и увидеть все его сокровища за один день. Однако это не так: практически каждый дом здесь имеет свою, особую историю, может о многом рассказать пытливому прохожему. Поэтому наш сегодняшний маршрут пройдет только по Екатерининскому парку, который смело можно назвать сердцем Царского Села.
Кто только не проходил по его аллеям: императоры и императрицы, лицеисты, многие из которых вышли потом на Сенатскую площадь, готовые бросить вызов самодержавию, гении, подарившие России Золотой век литературы, поэты серебряного века, знаменитые художники и музыканты.
Вопреки хронологии, начнем мы наше знакомство с Екатерининским парком со здания относительно поздней постройки, которое вы видите прямо перед собой. Оно находится за оградой парка, но соединено с Екатерининским дворцом галереей. Это и есть знаменитый Царскосельский Лицей. Его архитектурная обособленность удивительно четко выражает дух этого учебного заведения. Созданный по воле императора, призванный продолжать традиции, но неожиданно строгий и простой по своей архитектуре Лицей стоит особняком, независимо от великолепного, похожего на прекрасный мираж дворца. Быть может, именно с его открытия в России началась самая удивительная эпоха – эпоха вдохновения, надежд и творчества, продлившаяся, увы, недолго, как и жизнь большинства знаменитых лицеистов.
Императорский Царскосельский Лицей был основан Александром I в 1811 году для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий»…

2. Екатерининский дворец

kreml_01_bИстория Екатерининского дворца восходит к 1717 году, когда началось строительство так называемых «каменных палат», то есть первого каменного царского дома, владелицей которого стала Екатерина I, жена Петра Великого. Хотя палаты представляли собой скромное по размерам и отделке двухэтажное здание, конец строительных работ в 1724 году был отмечен пушечной пальбой, присутствием царя и крупнейших государственных деятелей.
Несколько слов о хозяйке каменных палат. Как известно, император Петр Великий встретил свою будущую, вторую по счету, жену во время Северной войны, в Нарве, где та была обыкновенной прачкой. Первая супруга Петра, Евдокия Лопухина, была сослана в монастырь, но успела проклясть перед этим любимое детище царя – новый город, готовящийся стать столицей.
Привязанность Петра к Екатерине была очень сильна и, по свидетельству приближенных, он не мог обходиться без ее присутствия, любил окружать роскошью и не скупился на подарки. Екатерина отвечала взаимностью и сопровождала императора во всех поездках и даже военных походах, невзирая ни на какие лишения. Так, во время персидского похода из-за жары ей даже пришлось побриться наголо. Современники отмечали, что характер императрицы «представлял смесь замечательной женственности и почти мужской отваги». К тому же Екатерина обладала и необыкновенной физической силой: одной вытянутой рукой она спокойно поднимала маршальский жезл Петра. Повторить это не мог даже молодой денщик императора…

3. Камеронова галерея

kreml_01_bРегулярная и пейзажная части Екатерининского парка разделены удивительным архитектурным ансамблем, возведенным во времена Екатерины II шотландским архитектором Чарльзом Камероном. Камерон включил в ансамбль галерею, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий и цветной садик, а также пандус. Вторая половина XVIII века ознаменовалась увлечением античностью во всех ее проявлениях. Это веяние не обошло стороной и Россию. Вот что писала императрица Екатерина Великая скульптору Фальконе о своих замыслах: «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности… Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду».
Самые именитые европейские архитекторы предлагали свои проекты ансамбля. Зачастую их планы были слишком амбициозны и требовали чрезмерных финансовых затрат. Поэтому Екатерина остановила свой выбор на изящном и, вместе с тем, достаточно рациональном проекте Чарльза Камерона. «Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению, якобинцем по профессии, великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях». Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть», – писала императрица в одном из писем.
Ансамбль Чарльза Камерона разделил судьбу большинства архитектурных памятников Царского Села: до 1917 года он принадлежал царской семье, затем в нем был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны уникальные здания использовались немецкими захватчиками в качестве конюшен и мастерских. В 1948 году ансамбль был вновь открыт после реставрации, теперь здесь проходят временные выставки, а сама галерея вдобавок служит и смотровой площадкой. Знакомство с удивительным творением Камерона мы начнем с галереи…

4. Царскосельская статуя

kreml_01_bПеред нами – знаменитая «Царскосельская статуя», известная также как «Молочница» и «Девушка с кувшином». Фонтан по проекту Бетанкура появился в этой части Екатерининского парка в ходе нового благоустройства участка, занятого прежде павильоном Катальной горки, о которой мы скажем чуть позже. Однако скульптура, воспетая Пушкиным, возникла только в 1816 году; фигуру молочницы вылепил скульптор Павел Петрович Соколов, затем она была отлита из бронзы в литейной мастерской императорской Академии художеств.
При виде скульптуры первыми в памяти возникают, конечно, строки Пушкина:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила,
Дева печальна сидит, праздный держа черепок.
Чудо: не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Однако прекрасная дева была воспета задолго до появления пушкинских строчек. Печальная красавица – Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», строившая большие планы и, замечтавшись, уронившая кувшин с молоком. В переводе Каховского мораль баcни звучит так:

Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума…
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру непобедимый, –
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.

Во время Великой Отечественной войны статуя хранилась под землей. Ее бронзовый оригинал находится сейчас в фондах музея «Царское Cело», а копия, изготовленная на заводе «Монументскульптура» украшает Екатерининский сад с 1990 года.
Вернемся на аллею, ведущую вдоль пруда, и пройдем вперед, продолжая удаляться от Камероновой галереи…

5. Павильон «Грот»

kreml_01_bПеред нами еще одна достопримечательность Екатерининского парка, имеющая несколько названий – это грот, он же Утренний зал или Зал антиков. Его постройка началась еще во времена Елизаветы, в 1755-1756 годах, под руководством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Несмотря на то, что при Екатерине II Антонио Ринальди перестроил грот, в его убранстве все равно можно найти черты пышного стиля барокко. Скругленные углы, ниши, предназначенные для статуй, сложно сгруппированные колонны на фасадах, купол с четырьмя окнами над центральной частью павильона, украшенный изображением причудливого фонтана, маски Нептуна, капители с дельфинами, фигурки тритонов, наконец, выполненные уже в 1780-е годы ажурные решетки из кованого железа – все эти декоративные элементы красноречиво повествуют об архитектурной моде XVIII столетия.
Подобные сооружения в то время можно было найти практически в каждом парке. Однако императрица Екатерина не была бы Великой, если бы не стремилась во всем проявить индивидуальность: в гроте она разместила уникальную коллекцию античной скульптуры и ваз из полудрагоценных камней. Здесь же некоторое время находилась уже упомянутая статуя Вольтера работы Гудона, долгое время скитавшаяся по императорским дворцам и резиденциям, то покидавшая Царское Село, то вновь сюда возвращавшаяся. Екатерине II, по воспоминаниям современников, нравился вид, открывавшийся отсюда на озеро; к гроту она приходила летом, по утрам, в особенно знойную погоду, чтобы заниматься делами государственной важности или просто читать. В погожие теплые дни к 10 часам сюда приглашали молодежь на завтрак, состоявший из чая, кофе, шоколада и духовной пищи – музыки. Иногда вечерами Екатерина слушала здесь военные оркестры, игравшие в Зале на острову…

6. Адмиралтейство

kreml_01_bНеобычное красное здание с пристройками в готическом стиле, которое мы видим на противоположном берегу, носит столь же необычное название – Адмиралтейство. В отличие от своего петербургского «тезки», царскосельское Адмиралтейство никогда не использовалось в качестве верфи. Оно было построено в 1773 году по проекту архитектора Василия Неёлова на месте шлюпочного сарая, в котором хранились шлюпки для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов. Архитектор незадолго до начала работ вернулся из Англии, куда был отправлен вместе с сыном «для смотрения видов и строения древнего и новейшего» и находился под впечатлением от английской архитектуры. Это отразилось в так называемых «готических фасадах» целого ряда построенных по его проектам зданий, в том числе в фасаде самого Адмиралтейства.
Архитектурный комплекс Адмиралтейство, который в наши дни служит, в основном, для проведения временных выставок, объединяет три павильона. В нижнем этаже центрального хранились лодки и размещалась богатая коллекция гребных судов со всего света, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий калек Николая I – подарок султана. По пруду ходили также двухвесельные ялики, бот и яхта с двенадцатью пушками. К сожалению, коллекция погибла во время Великой Отечественной войны. Башни, которые находятся по обе стороны от центрального здания, ведут в просторный зал на втором этаже. Екатерина II, по воспоминаниям современников, во время катания по озеру любила слушать оркестр, игравший там. Зал украшен гравюрами, привезенными Василием Неёловым из Англии. Ранее в зале находился и знаменитый Готторпский глобус…

7. «Зал на острову» и Чесменская колонна

kreml_01_bПеред нами не столь примечательное, на первый взгляд, здание, которое, тем не менее, заслуживает нескольких слов. Зал на острову, первоначально построенный по проекту Растрелли, по воспоминаниям современников, был оформлен столь же роскошно, как и интерьеры Екатерининского дворца, но стал жертвой моды на классицизм с его простотой и строгостью. Работавшие здесь уже в XIX веке архитекторы Кваренги, Неёлов и Стасов сменили обилие зеркал, позолоты, резьбы и лепки на гораздо более скромное убранство.
Перед Залом на острову возвышается Чесменская колонна, построенная по проекту архитектора Ринальди в 1774-1778 годах. Это один из памятников, прославляющих победы русского флота в русско-турецкой войне. Надпись на базе колонны гласит: «В память морских побед, одержанных в Архипелаге, – между Азией и островом Хио, 24 июня 1770 года – предводительством генерала графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова десять российских военных кораблей и седмь фрегатов разбили и обратили в бегство турского капитан-пашу Жефиря Бея с шестнадцатью линейными кораблями. Фрегатов, галер, бригантин и мелких судов было более ста»…

8. Мраморный мост и Турецкие бани

kreml_01_bПеред нами – Мраморный, или Палладиев мост, известный также как Сибирская мраморная галерея. Проток, над которым по проекту Василия Неёлова построен мост, соединяет Большой пруд и несколько маленьких, искусственно созданных в 1770 году прудов. Здесь же были устроены семь островков, на которых в пестрых маленьких домиках жили лебеди. До сих пор и пруды, и островки называются Лебяжьими.
Как мы уже упоминали в ходе нашей экскурсии, архитектор Неёлов (автор Адмиралтейства) обучался в Англии, и эта его работа – двойной архитектурный римейк, то есть копия мраморного моста в Уилтшайре, который, в свою очередь, копировал мост, спроектированный архитектором Палладио. При создании моста использовались горношитский и белый становский мрамор, серовато-розовый гранит. Работы проводились в Екатеринбурге уральскими мастерами, которых возглавлял Тортори.
С места, где мы находимся, открывается прекрасный вид на еще одну необычную постройку, напоминающую мечеть…

9. «Пирамида», Турецкий каскад и пруды

kreml_01_bПеред нами пирамида, построенная в 1771 году архитектором Неёловым, а затем переделанная Чарльзом Камероном. Кирпичный павильон облицован гранитом; по его углам расположены четыре колонны из уральского мрамора. Как и древнеегипетские памятники аналогичной конфигурации, пирамида является, по сути, гробницей. Правда, могилы находятся немного поодаль и не совсем обычны – это захоронения любимых собачек Екатерины II – Том-Андерсона, Земиры и Дюшеса. Раньше на их могилах лежали доски из белого мрамора с эпитафиями. Так, французский посол граф Сегюр сочинил следующий текст, украсивший одну из плит: «Здесь лежит Земира, и опечаленные грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток, была немножко сердита, но сердце ее было доброе. Когда любишь, всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она. Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов. Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице».
Кстати, сама императрица, не отличавшаяся суеверием и уставшая от постоянных праздников и приемов, в шутку сочинила себе похожую эпитафию: «Здесь покоится Екатерина II, родившаяся в Штетине, 21 апреля 1729 года. Она переехала в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. На четырнадцатилетнем возрасте она поставила себе тройную цель – понравиться своему мужу, Елисавете и нации. Она ничего не упускала, чтобы успеть в том. Восемнадцать лет скуки и уединения заставили ее прочитать множество книг. Достигши российского престола, она стремилась к делу и старалась доставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Она легко прощала и ни к кому не питала ненависти. Снисходительная, уживчивая от природы, веселая, с республиканской душой и добрым сердцем, она приобрела друзей. Труд для нее был легок, общество и искусство ей нравились»…

10. Башня-руина и Орловские ворота

kreml_01_bИ снова мы видим памятник русско-турецкой войне – Башню-руину, возведенную по проекту архитектора Юрия Фельтена в 1771 году. Эта постройка напоминает ушедшую в землю дорическую колонну. Колонну завершает квадратная площадка, вверху которой находится круглый павильон; его стены украшены стрельчатыми арками. Башня представляет собой символ падения Оттоманской Порты. К ней пристроены каменные стены, наполовину скрытые насыпной земляной горой. В стене, обращенной к парку, сделана арка, которую замыкает камень с надписью: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году». Можно подняться на верхнюю площадку башни, высота которой составляет 21 метр, и полюбоваться пейзажной частью Екатерининского парка.
Снаружи стены здания были расписаны альфреско Алексеем Бельским, а поверхность штукатурки была специально повреждена трещинами – ведь башня должна была выглядеть, как часть разрушенной крепости. Это была дань моде на руины, начавшейся с интереса к греко-римским развалинам. Во многих пейзажных парках «руины» создавались специально. Даже в Екатерининском парке это не единственный пример такого рода построек.
Рядом с Башней-руиной находятся мраморные Орловские ворота к которым можно подойти поближе. Памятник построен в 1777-1782 годах архитектором Ринальди по подобию древнеримской однопролетной триумфальной арки. Дорога, проходящая через них, ведет в Гатчину – бывшее имение князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. После его смерти имение было куплено императрицей для сына – Павла Петровича, будущего императора Павла I, устроившего там свою мрачноватую резиденцию.
Ворота посвящены избавлению Москвы от эпидемии чумы, постигшей город в 1771 году, которым москвичи, действительно, были обязаны Григорию Орлову – одному из самых ярких фаворитов императрицы. Об этом повествует строчка из стихотворения Василия Майкова (не путать с Аполлоном), высеченная на фасаде ворот, ведущем в Гатчину: «Орловым от беды избавлена Москва». Надпись со стороны Екатерининского парка гласит: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление, туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями»…

11. Центральная аллея

kreml_01_bДостаточно один раз неторопливо пройтись по тенистым аллеям парка, чтобы понять, почему красоты царскосельской природы раз и навсегда пленили Екатерину II. По ее приказу недалеко от дворца были возведены оранжереи и теплицы; академик Паллас составил подробное описание растений российских, европейских и азиатских, инструкции по уходу за ними, выполнил их иллюстрации. Императрица собственноручно переписала наиболее понравившиеся ей главы этого труда и отдала их садовнику Бушу.
Начало разведения английского сада, по которому мы продолжаем свой путь, в 1776 году было отмечено грандиозным праздником. Пиротехника и освещение обошлись двору в 17 000 рублей. Несколько тысяч разноцветных фонарей должны были украшать дорогу к Царскому Селу от самых Пулковских высот. Для их хранения была построена целая дюжина сараев, а к работе привлечены полторы тысячи солдат и крестьян. Маскарад и торжественный ужин были назначены на 28 октября по старому стилю. К этому времени дворец специально утеплили и протопили. Императрица с цесаревичем и прусским принцем Генрихом, находившимся в то время при российском дворе, покинули столицу в пять часов. Проезжая Пулковские высоты Екатерина осталась недовольна освещением и послала узнать, почему ее распоряжения не были выполнены полностью. Оказалось, зажечь фонари помешал ветер и… водка: государыня не предусмотрела, что поставленные вдоль дороги шатры с алкогольными напитками смогут отвлечь ее подданных от работы…

12. «Капризы» и Китайская деревня

kreml_01_bПеред нами беседка с оригинальным названием «Большой каприз». Как и Малый каприз, который мы тоже вскоре увидим, она была построена по проекту архитектора Кваренги в 1770-е годы. Современники Екатерины II отмечали, что в необычной архитектуре беседки Большого каприза «соединены все рода зодчества». Капризом же это сооружение названо потому что, как гласит легенда, государыня, увидев смету на его постройку, сначала долго колебалась, а потом подписала-таки, сказав: «Пусть это будет мой каприз».
Еще большим капризом стало сооружение Китайской деревни, за которое взялся любимец Екатерины Чарльз Камерон. Чтобы воплотить в жизнь хотя бы часть своих дерзких и оригинальных планов, ему потребовалось 420 тысяч 92 рубля и 69 копеек. Для сравнения, на содержание Царского Села при Екатерине II ежегодно выделялось 50 тысяч рублей. Правда, вряд ли императрица могла уложиться в эту «скромную» сумму: одна только транспортировка статуй, колонн и ваз на кораблях из Рима и чугунных ворот в готическом стиле из Сибири, наверняка, обошлась значительно дороже. Однако вернемся к Китайской деревне. Девятнадцать домиков, спроектированных Камероном, сначала были обиты фаянсовыми плитками; затем плитки были сняты, постройки оштукатурены и украшены живописью альфреско в китайском стиле, выполненной художником Рудольфом.
Предполагалось, что домики в скором времени смогут занять придворные, но отделочные работы продвигались чрезвычайно медленно. Только четыре постройки были пригодны для жилья. Возле каждого из них был разбит аккуратный маленький садик, но Екатерине по-прежнему казалось, что Китайскую деревню можно сделать еще более изысканной и привлекательной…

13. Гранитная терраса

kreml_01_bВернемся на главную аллею, ведущую к Камероновой галерее. Гранитная терраса, появилась здесь после того, как была разрушена та самая Катальная горка. Терраса была построена в 1809 году по проекту архитектора Луиджи Руска. В 1850-х годах на постаментах балюстрады были установлены гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомены» и других. Фигуры были выполнены из меди в литейной мастерской императорской Академии художеств способом гальванопластики, то есть осаждением на оригинал меди из раствора, с последующим ее отделением. Все скульптуры, которые мы видим на террасе сейчас, подлинные.
Пройдем еще немного вперед к Екатерининскому дворцу, а затем повернем налево. Следующая цель нашего маршрута – Собственный садик, который находится перед Екатерининским дворцом.
Сейчас снова наступило время вспомнить о «смуглом отроке» и его бессмертных произведениях. В начале нашей экскурсии мы говорили о том, что где-то в Екатерининском парке по воле Пушкинского пера встретились императрица Екатерина II и капитанская дочка, Маша Гаврилова, которая, как вы помните, пришла просить государыню заступиться за своего жениха.
«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихо пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: “Не бойтесь, она не укусит”…

14. Собственный садик

kreml_01_bЭта часть парка, разбитая еще в первые годы царствования Екатерины II, называлась, как вы уже знаете, английским садом. В 1856 году небольшой участок сада был отделен чугунной решеткой с тремя бронзовыми воротами, украшенными по рисункам И. Монигетти. По указу Александра II в 1865 году архитектором Александром Видовым здесь был спланирован придворный Собственный садик. В садик, который прежде был открыт для посетителей в исключительных случаях, выходит южный фасад Зубовского флигеля Екатерининского дворца (бежевая пристройка к основному зданию), где находились покои Екатерины II, а позднее и Александра II. О странном названии флигеля мы поговорим чуть позже, когда подойдем к нему поближе, направляясь в сторону Камероновой галереи. Отметим только, что его интерьеры, к сожалению, до сих пор не восстановлены после Великой Отечественной войны.
В центре садика находится фонтан с бассейном и вазой из каррарского мрамора, изготовленной на Петергофской гранильной фабрике. Вокруг фонтана были разбиты цветники, проведены дорожки, поставлены скульптуры. Сейчас здесь можно увидеть копии «Танцовщиц» Антонио Кановы, скульптуры «Зефир» Бродзского и «Нимфа» Забелло, созданные русскими мастерами в середине XIX века. Еще одним украшением этой части парка является веранда в итальянском стиле, или Пергола, за которой скрывается Кагульский обелиск. Давайте познакомимся с ним поближе…

15. Холодные бани и Агатовые комнаты

kreml_01_bХолодные бани благодаря расположенной перед их фасадом террасе с висячим садом соединяют архитектурный ансамбль Камерона с Екатерининским дворцом. Так же, как и Камеронова галерея, Холодные бани воплощают идею о контрасте, противоречивости жизни и искусства: их первый этаж, где находились купальный зал, ванна и русская баня с паром, оформлен грубо обработанным пудостским камнем, а второй кажется невероятно легким за счет светло-желтого цвета стен и терракотового оттенка ниш. Там расположены роскошные Агатовые комнаты. Стены павильона богато украшены лепными барельефами и статуями, полуциркульными и прямоугольными окнами.
Как мы помним, Екатерина II называла Камерона автором книги «О древних банях». Вполне естественно, что талантливый архитектор и знаток античности за основу своего проекта взял реально существовавшую в древнем Риме постройку – термы Константина. Холодные бани, как и термы римского императора, включали в себя помещения для раздевания, хранения масел, физических упражнений, горячую баню, парильню, теплую комнату с подогретой водой и, наконец, холодную баню.
Интерьеры холодных бань создавались талантливыми скульпторами и живописцами: лепнина выполнена Олегом Мельниковым, скульптурные работы – Рашетом и Гоффертом, живопись, украшающая стены и плафоны, принадлежит кисти художника Рудольфа, оформлением интерьеров занимался также известный декоратор Жан-Батист Шарлемань…

16. Верхняя и Нижняя ванны

kreml_01_bКак большинство построек Екатерининского парка, этот павильон на берегу Зеркального пруда имеет несколько названий. При Екатерине II он был известен как «Новая баня» (старая находилась раньше в церковном флигеле дворца) и «Мыльня Их Высочеств». Сейчас здание принято называть «Верхней ванной». Павильон был построен архитектором Ильей Неёловым в 1777 году. До середины XIX века ванна использовалась по назначению и состояла из шести комнат: кабинета, зала, бассейна, парильни, котельной и сеней. Роспись центрального восьмигранного зала павильона представляла собой копию живописной отделки Золотого дома Нерона и была выполнена декоратором Алексеем Бельским. В росписи плафона использован сюжет мифа о Фаэтоне, цветочные мотивы.
Некоторое время в здании располагался музей 200-летия Царского села. В годы Великой Отечественной войны павильон был разрушен, но его интерьеры были восстановлены уже в 1950-е годы. Живопись восьмиугольного зала выполнена заново под руководством художника-реставратора Анатолия Владимировича Трескина. Сейчас здание используется для временных выставок…

17. Павильон «Эрмитаж»

kreml_01_bИтак, перед нами тезка знаменитого петербургского архитектурного памятника – павильон Эрмитаж. Хотя постройки такого типа не были редкостью в XVIII веке (само их название в переводе с французского означает «место уединения»), два самых известных Эрмитажа, действительно, имеют много общего.
Постройку Царскосельского Эрмитажа начал архитектор Земцов, но в 1749 году к работам приступил великий Растрелли. Его почерк и сейчас чувствуется в богатом внешнем и внутреннем убранстве здания, а во времена Елизаветы павильон, как и петербургский дворец, был, к тому же, украшен многочисленными статуями. К сожалению, фигуры были выполнены из позолоченного дерева – материала недостаточно долговечного – и не сохранились до наших дней. О былом великолепии сегодня напоминают барельефы «Игры Амура» на постаментах колонн, фигуры атлантов, картуши, львиные маски…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *