Вена. Часть 2.

Вена

Вена

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: О. Слепенкова, Е. Калинина
Читает: А. Гойда
Цена: 120 руб.

Продолжение знакомства с великолепной Веной: достопримечательностями Внутреннего города и Ринга.

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Собор св. Стефана

kreml_01_bСобор св. Стефана или Штефансдом – символ Вены и его центр. От собора отсчитывается расстояние всех дорог, ведущих из столицы Австрии.
Считается, что первая церковь на этом месте была заложена в 1137 г. Через 10 лет храм был освящён. На протяжении столетий собор во имя покровителя Вены – святого Стефана – многократно перестраивался и восстанавливался после разрушений. Так, решив восстановить собор после пожара, герцог Рудольф IV Габсбург присутствовал 7 апреля 1359 г. на торжественной церемонии закладки южной башни, которая и сейчас является высотной доминантой Вены.
Высота башни – 133 м, а вместе с венчающим ее орлом – 137. Строил башню, которую венцы с юмором именуют Штефль, т.е. «маленький Штефан», Петер фон Прахатиц, а завершил в 1433 г. его сын Ганс. Во времена Габсбургов во всей империи было запрещено строить храмы выше этой башни. Прежде чем войти в собор, обойдём его снаружи…

2. Собор св. Стефана (интерьер)

kreml_01_bВнутри собора прекрасный готический трёхнефный зал содержит множество ценнейших произведений искусства и церковных реликвий. Левый, северный, неф можно осмотреть бесплатно. Проход в центр собора, в южный неф и к алтарной части – по билетам.
На контроле можно взять аудиогид. Вдоль северной и южной стен располагаются алтари под готическими балдахинами. Алтари называются по святым, которым они посвящены, а балдахины – по именам людей, когда-то финансировавшим их создание.
Самый старинный – балдахин Пуххайма с алтарём Святого сердца, первый с левой (северной) стороны. Рядом – золочёная решётка, отделяющая капеллу, в которой похоронен принц Евгений Савойский. С противоположной стороны, у южной стены располагается капелла святого Елисея с алтарём святого Валентина. Во втором ярусе – реликварий.
В капелле хранятся мощи Святого Валентина, черепа святых Козьмы и Дамиана и лоскут скатерти Тайной Вечери. Первый с этой стороны – балдахин Эксля, созданный в начале 16 века. Под ним находится почитаемый чудотворный образ Богородицы, называемой Пёчской по венгерскому городку Пёч. Икона была написана по заказу местного жителя в благодарность за побег из турецкого плена…

3. Музей Моцарта (ул. Домгассе, 5)

kreml_01_bВена – музыкальная столица Европы. С ней связаны имена многих известных композиторов, но фаворитом венской музы, безусловно, является Моцарт. Блестяще начав свою карьеру в Вене, юный Вольфганг в возрасте 25 лет переехал в этот город и жил вплоть до самой смерти в 1791 г.
В Вене музыкант сменил 13 адресов, но дом № 5 на Домгассе единственный сохранился в том виде, в котором существовал во времена композитора. Моцарт с женой и сыном занимал квартиру на втором этаже с 1784 по 1787 г. Здесь он написал одну из самых известных опер «Женитьба Фигаро». Отсюда и второе название этого дома – «Фигаро-хаус»…

4. Площадь Игнаца Зайпеля. Старый Университет и Церковь иезуитов. Шёнлантенгассе

kreml_01_bПлощадь названа в честь известного политического деятеля 20-го в. С 1922 по 1932 год он занимал пост государственного канцлера, был лидером австрийских националистов.
Во Внутреннем городе кое-где сохранились кварталы средневековых улочек. Здесь хорошо просто бродить, чтобы ощутить атмосферу Старого города. Неподалеку от торговых площадей и главного храма жили ремесленники. Переулки получили названия по профессиональному признаку: Соляной, Кожевенный, Зеркальный, Ювелирный… Бойкую торговлю вели рынки Сенной, Капустный, Мясной, Крестьянский…
В 80-е гг. 20 в. этой части старого города постарались вернуть ее исторический облик. На всей территории квартала тщательно отреставрировали фасады наиболее ценных зданий, их внутренние проходные дворики. Восстановили и легендарные длинные деревянные балкончики «павлачен». Названия улиц, старинный вид домов, ажурные железные вывески то тут, то там, все напоминает о жизни добрых бюргеров Вены.
Площадь Игнаца Зайпеля формируют фасады Старого университета и Церкви Иезуитов. Их соседство неслучайно – история этих зданий связана самым тесным образом…

5. Постгассе: Церковь Доминиканцев

kreml_01_bДоминанта Постгассе, то есть Почтовой улицы – Церковь Доминиканцев (Доминиканкирхе). Орден монахов-доминиканцев основал церковь в Вене в начале в 1237 г.
Сохранившееся к настоящему времени здание – уже третий по счету храм на этом месте. Его возвели в 1631-1674 гг. и считают одним из самых выдающихся раннебарочных храмов города. Обязательно обратите внимание на фрески центрального нефа Маттиаса Раухмиллера (17 в.), купольные фрески Франца Гейлинга (1836 г.) и роспись главного алтаря «Дева Мария чёток».
На Постгассе находится также Церковь св. Барбары. Она принадлежит униатской украинской греко-католической церкви. На стене у входа установлен бюст национальному герою Ивану Франко. Обычно церковь открыта только во время богослужений. Интерьер церкви оформлен в стиле рококо, интересны иконы, написанные на эмали…

6. Улица Фляйшмаркт: Троицкая церковь и трактир «Грихенбайзель». Церковь св. Рупрехта

kreml_01_bУлица Фляйшмаркт с окрестными улочками напоминают о средневековье и образуют прекрасную зону для пеших прогулок. Этот район считался центром православной общины Вены. В Вене жило много греков, румын, сербов, родина которых находилась под турецким игом. Гонения в Османской империи вынуждали православных бежать под защиту давних врагов турок – в Австро-Венгрию.
После эдикта о веротерпимости, изданного императором Иосифом II в 1782 г., стало возможным строить здания некатолических церквей. До этого греческий храм во имя святого Георгия Победоносца с 1726 г. размещался в частном доме Александра Маврокордатиса.
Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 г. в стиле классицизма, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь (1861 г.), которая находится как раз на Фляйшмаркт.
Троицкая церковь выполнена по проекту Теофиля Хансена в византийском стиле и выделяется в застройке переулка своим кирпичным полосатым фасадом и типично византийским куполом.
Обратите внимание на дом №11 по ул.Фляйшмаркт, с башенкой и высокой кровлей. Его украшает вывеска с изображением музыканта с волынкой, расположенная над входной дверью в ресторан «Грихенбайзель». Этот дом – один из редких образцов средневековья, сохранившийся в современной Вене. Он упомянут в регистрационных книгах Вены в 1350 г., тогда его приобрел рыцарь Лейнарт Пол, богатый и уважаемый горожанин…
Церковь святого Рупрехта впервые упоминается в 1161 г., но ещё раньше на этом месте находился «Дом для молитв и размышлений».
Храм многократно перестраивался, но во многом сохранил аскетизм романского стиля. В церкви святого Рупрехта сохранились самые старые в Вене колокола 1280 г. и витраж 14-го в., на котором изображена Пресвятая Богородица с Младенцем, также считающийся самым старым в городе. Заслуживают внимания органные хоры с ажурным парапетом. У стены можно видеть статую святителя Рупрехта, епископа Зальцбургского.

7. Хоэр-маркт: часы «Анкер» и фонтан «Обручение»

kreml_01_bВыход на площадь Хоэр-маркт предваряют два здания, построенные для страховой компании «Анкер» (Якорь), их номера — 10 и 11. Дома были возведены в 1914 г. по проекту архитекторов Эрнста фон Готхильфа и Александра Неуманна (Хоэр маркт, № 10-11). На уровне 2 этажа здания соединяет арка. В своеобразной галерее, соединившей здания, находятся знаменитые часы «Анкер Ур», которые были задуманы как символ компании «Анкер». Часы по заказу фирмы создал в 1911 г. Франц фон Матш.
Сегодня на домах и церквях Вены размещаются почти 200 различных уличных часов, но среди них эти настоящая достопримечательность. Проходя под аркой, обратите внимание на консоли, поддерживающие мощную конструкцию. С одной стороны это фигуры Адама и Евы, а с другой – Ангела и Дьявола…

8. Старая ратуша. Церковь Мария-ам-Гештаде

kreml_01_bУлица Випплингер-штрассе проходит по древней римской дороге, некогда выходившей за пределы римского лагеря. В доме № 6 находится Старая ратуша. Она размещалась здесь уже с 13 в. Прежде старинный особняк принадлежал богатому семейству Хеймо, но в 1309 г. герцог Фридрих Красивый конфисковал его в пользу города – семья участвовала в заговоре против Габсбургов.
Нынешние фасады здания были перестроены в 1700 г. в стиле барокко, чуть позже Фишер фон Эрлах оформил торжественные порталы и интерьеры с роскошными лепными потолками. К сожалению, залы заседаний доступны только во время проведения мероприятий. Зато можно пройти во внутренний двор, где находится фонтан «Персей и Андромеда» Рафаэля Доннера. Этот скульптор в значительной степени определил облик парадной Вены 18 в. ..
Сальваторгассе выведет вас к церкви Мария-ам-Гештаде, т.е. церковь Марии-на-берегу. Оставшуюся часть этого рассказа мы посвятим ей.
Как и церковь святого Рупрехта, храм стоял когда-то на берегу старого русла одного из рукавов Дуная – отсюда и название. В её фундаменте сохранились фрагменты римской кладки. Впервые церковь упоминается в 1158 г., а свой настоящий вид приобрела в 14-15 вв.

9. Юденплац. Музей часов

kreml_01_bМы находимся в районе бывшего еврейского гетто Вены. Небольшая площадь Юденплац (то есть, Еврейская площадь) — это его центр.
Впервые венские евреи упоминаются в 1192 г. – некий Шломо, чеканщик монет у герцога Леопольда V Бабенберга – чеканил монеты из выкупа за Ричарда Львиное Сердце. С 12 в. еврейское поселение быстро увеличивалось, росла община, уже в 1238 г. были установлены привилегии для венских евреев, которые регулировали условия их проживания в городе.
С 13 в. евреи поселялись преимущественно в районе улицы Випплингерштрассе и окружающих ее переулков. Рядом находилась резиденция правителя, в защите которого они нуждались. Устав Фридриха Воинствующего «servi camerae», что значит «служение дому», изданный в 1244 г. определял, что евреи непосредственно подчиняются правителю, который в свою очередь обязывался обеспечить охрану от нападений на синагогу и кладбище, давал право на свободное отправление религиозных обрядов и автономное судопроизводство…

10. Площадь Ам-Хоф

kreml_01_bКогда-то здесь, на Ам-Хоф между городской стеной и стеной времён Виндобоны, располагалась резиденция Бабенбергов и была первая в Вене арена рыцарских турниров. В подвалах некоторых домов, стоящих на площади, можно обнаружить стены ещё римской кладки. На месте возведенного в 1150 г. по приказу Генриха Язомирготта дворца Пфальц сейчас стоит дом № 7, построенный по проекту знаменитого Хильденбрандта в стиле барокко и известный в Вене, как Дом Мерклайна.
С 14 в. существует церковь Девяти хоров ангельских, которую по площади часто называют Амхофкирхе. Вдоль её боковой стены, выложенной из серого камня, мы выходили на площадь. Когда в 1280 г. герцогская резиденция была перенесена в Хофбург, в оставленных помещениях разместились монахи католического ордена кармелитов, которые построили церковь, завершив работы в 1403 г…

11. Вотивкирхе

kreml_01_bУже издалека видны на Ринге шпили Вотивкирхе (или церкви Обета).
Ее силуэт, с прозрачными готическими шпилями, стенами из белого песчаника удивительно романтичен и создает ощущение старины. Однако это всего лишь умелая и талантливая стилизация молодого 26-летнего архитектора Генриха фон Ферстеля. Вотивкирхе является одним из самых значимых неоготических церковных зданий мира, представляя яркий пример чистоты стиля и гармонии пропорций.
Строительство церкви продолжалось 23 года, освящение храма было приурочено ко дню 24 апреля 1879 г. — дню серебряной свадьбы императора Франца Иосифа и Сисси…

12. Университет и Новая Ратуша

kreml_01_bК Рингу обращено фасадом новое здание венского Университета. Оно в полной мере отвечает торжественному характеру Рингштрассе. Построено в 1883 г. по проекту Генриха Ферстеля, вдохновленного архитектурой итальянского Ренессанса. Большой внутренний двор Университета обрамляют аркады, существует еще восемь малых дворов, доступ в которые открыт для всех желающих. Здесь установлены многочисленные памятники выдающимся деятелям науки. Среди знаменитых ученых, связанных с Университетом стоит упомянуть Зигмунда Фрейда, который работал на медицинском факультете с 1902 по 1938 г.
«Альма матер Рудольфина» — самый старый университет немецкоязычных стран и один из самых крупных в Центральной Европе. В настоящее время здесь учатся 72.000 студентов, из них 20% — иностранцы. Университет имеет 15 факультетов, предлагая обучение по 200 специальностям, располагает астрономической обсерваторией и ботаническим садом. Библиотека, основанная в 1365 г. насчитывает свыше 1,5 млн. томов…

13. Городской театр. Миноритенкирхе

kreml_01_bРассказ о Вене театральной будет неполным без упоминания Бургтеатра. Первоначально Бургтеатр (Городской театр) Вены, созданный в 1748 г. как придворный, располагался в непосредственной близости от императорской резиденции на Михаэльплац. На его сцене шли оперы и балеты с участием итальянских и французских актеров. Десять лет спустя после открытия впервые выступила австрийская труппа из венского предместья, постепенно вытеснив иностранных гастролеров.
С 1776 г. театр стали называть «Придворный и национальный». Спектакли имели «венский» колорит: Иосиф II распорядился, чтобы в театре не играли грустных спектаклей, поэтому, многие классические пьесы получили «Happy end» — так родилась венская версия «Ромео и Джульетты» и «Гамлета». Последнее представление на Михаэльплац состоялось 13 ноября 1888 г., а уже на следующий день театр давал спектакль в новом здании, к этому времени специально для него построенном на Рингштрассе…

14. Парламент. Народный парк

kreml_01_bЗдание Парламента, закладка которого состоялась в 1874 г., завершает череду представительских зданий на Ринге. Архитектор Теофил Хансен решил его в виде античного храма. Мастер много лет жил и работал в Греции, в Афинах он построил здания Академии наук и Национальной библиотеки. Но главным творением своей жизни Хансен считал здание венского Парламента.
Перед Парламентом находится выразительный фонтан «Афина Паллада» скульптора Карла Кундманна (1902 г). Конные монументы, фланкирующие фонтан, по мысли создателя, призывали депутатов усмирять во время обсуждения законов политические страсти.
До 1918 г. здесь располагалась Палата депутатов Австро-венгерской империи. После падания монархии — две палаты австрийского Федерального Парламента — Союзный и Национальный совет…

15. Сад Фольскгартен

kreml_01_bНебольшой парк во французском стиле был разбит сразу после взятия Вены Наполеоном на месте разрушенных при штурме города фортификационных сооружений и земляных валов.
Для широкой публики парк был открыт лишь в 1820 г. Он предназначался для отдыха достойных горожан, в первую очередь аристократии, так что название «Народный» было весьма условным. В теплое время года в роскошном парке проходили концерты, часто здесь звучала музыка Иоганна Штрауса.
Романтическое настроение усиливает присутствие в парке Храма Тесея, утопающего в кустов алых роз. Античный храм с колоннами, увенчанный классическим портиком с треугольным фронтоном был построен к 1825 г. по проекту Петера фон Нобиле. Первоначально в храме находилось скульптура древнегреческого героя Тесея, выполненная Антонио Кановой, но в 1890 г. она было перенесено в Художественный музей Вены. Сейчас постройка используется как выставочный комплекс…

16. Памятники Гёте и Шиллеру. Академия Художеств

kreml_01_bПамятник немецкому поэту Гете был установлен в 1900 г. Парадоксально, но в Вене поэт не был ни разу. Тем не менее, решение об установке памятника поэту принято было венцами единодушно. Автор памятника скульптор Эдмунда Хеллмер. Поэт изображен сидящим в кресле, его руки устало покоятся на подлокотниках, взгляд задумчив. Скульптор изобразил Гёте уже почтенным и признанным мэтром. Надпись на памятнике крайне лаконична: «Гёте».
Напротив памятника Гёте, по другую сторону Ринга, расположен памятник Фридриху Шиллеру на площади, которая носит имя великого немецкого поэта. Площадь представляет собой тенистый сквер с цветниками. Из 44 проектов, представленных на конкурс, был выбран вариант скульптора Иоганна Шиллинга.
Бронзовая статуя поэта находится на высоком пьедестале в окружении 4 фигур, символизирующих 4 возраста человека: дитя на руках матери, юноша с посохом, рабочий и старик. Они напоминают об известном стихотворении Шиллера «Колокол»… Барельефы на пьедестале – аллегории гениальности, поэзии, науки и любви к родине. Это первый в Вене памятник деятелю искусств, т.к. до этого в столице Австрии сооружали памятники только императорам и полководцам. Памятник Шиллеру был установлен 10 ноября 1876 г. перед зданием Академии художеств, которое замыкает площадь…

17. Дом Сецессиона

kreml_01_bПриверженцы Сецессиона развивали новый стиль, который в Австрии и Германии называли «югендстиль», во Франции «ар-нуво», а в России «модерн». Это стиль яркий, необычный, функциональный и вместе с тем вызывающе-выразительный. Первым президентом Сецессиона стал Густав Климт, чьё творчество является одним из символов Вены. Официально объединение художников «Сецессион» было оформлено 3 апреля 1897 г. В 1898 г. по проекту Иозефа Марии Ольбриха был построен выставочный павильон – «Дом Сецессиона».
Небольшое белоснежное кубической формы здание венчает ажурный золотой шар, составленный из трёх тысяч листьев лавра. Подлинный храм искусства, вызывает, несмотря на всё новаторство, ассоциации с античными постройками. А вот противники такого искусства, называют листья капустными, а сам венчающий здание купол – капустным кочаном…

18. Рынок Нашмаркт. Технический университет

kreml_01_bЭто самый известный в городе продуктовый рынок, он несет на себе отпечаток неповторимого венского стиля. Рынок расположен над руслом протекавшей здесь когда-то речки Венки, или Винцайле.
С 18 в. на правом берегу реки располагался крестьянский рынок, где в основном, продавались молочные продукты, часто в бочках из ясеня. Ясень по-немецки звучит как «эше» (die Esche), что, по одной из версий, и явилось причиной названия рынка — Ашенмаркт, впоследствии сокращенного до Нашмаркт. По другой версии из-за постоянных конфликтов с шотландским монастырем, с площади Фрайунг на реку также в 18 в. был перенесен овощной рынок. На рынке шла торговля экзотическими фруктами и сластями, что и дало название рынку – «нашен», что в переводе значит «лакомиться».
После того, как в 19 в. река Венка была убрана под землю, территория рынка значительно расширилась. Все фрукты и овощи, которые привозили в Вену на кораблях, попадали именно сюда…

19. Карлсплац

kreml_01_bПеред зданием Технического Университета на площади Карлсплац разбит Рессельпарк, названный по имени изобретателя Ресселя. Памятник ему, выполненный Фернкорном и установленный 18 января 1863 г., можно видеть в центре парка перед парадным входом в Университет.
Кроме изобретателя гребного винта Иосифа Ресселя в парке увековечены изобретатель швейной машинки Иосиф Мадерспергер и придумавший первый автомобиль с бензиновым двигателем механик Зигфрид Маркус. Всех троих объединяет печальный факт – они не смогли запатентовать своих изобретений, и все выгоды получили более удачливые (или более расторопные) современники, занимавшиеся аналогичными разработками. Также в Рессельпарке находится памятник композитору Иоганнесу Брамсу.
Ближе к Рингу стоят знаменитые Вагнеровские павильоны, выполненные в 90-е годы 19 в. – бывшая станция городской железной дороги на Карлсплац…

20. Карлскирхе. Филармоническое общество.

kreml_01_bИтальянский священник Карло Борромео жил в середине 16 в. Он ратовал за очищение церкви, повышение требований к моральным качествам священнослужителей. Был кардиналом и архиепископом Милана. Во время эпидемии чумы, несмотря на свой высокий ранг, помогал больным и умирающим на улицах, за что впоследствии был канонизирован и считался у верующих избавителем от этой страшной болезни.
В Вене, сильно страдавшей от чумных эпидемий, святой был очень популярен, и после страшной эпидемии 1713 г. (седьмой по счёту за историю города) император Карл IV дал обет построить храм Карла Борромея – защитника от чумы и своего небесного покровителя. Церковь, которую считают одним из самых красивых барочных храмов в Вене, построили по проекту Иоганна Фишера фон Эрлаха за 24 года. Монументальное здание высотой 72 м венчает огромный купол на овальном барабане…

21. Шварценбергплац. Ансамбль Бельведер.

kreml_01_bПлощадь Шварценбергплац, на которой мы заканчиваем нашу прогулку, предваряет конный памятник принцу фон Шварценбергу, командовавшему объединенными силами союзников в «Битве Народов» под Лейпцигом в войне с Наполеоном.
Площадь приветствует туристов веселым буйством воды фонтана «Высокая струя», видного издалека. Фонтан был сооружен в 1873 г. и посвящен строительству знаменитого Венского водопровода, который берет свое начало от горных источников. Основание фонтана имитирует гору, из которой бьют высокие струи воды. В вечернее время фонтан являет завораживающее зрелище – мощный фонтан подсвечивается разноцветными огнями. Идея принадлежала тогдашнему губернатору Вены — Люэгеру…

22. Российское посольство. Городской парк

kreml_01_bНа углу Жоресгассе и Райснерштрассе находится здание российского посольства, которое ещё в 1892 г. князь А. Б. Лобанов-Ростовский, бывший в то время российским послом в австрийской столице, приобрел под посольские цели у герцога Нассау. Некоторое время спустя князь поддержал идею строительства при посольстве православного храма. Император Александр III одобрил инициативу и пожертвовал половину необходимых средств.
Освящение собора, построенного по проекту петербургского архитектора Г. И. Котова состоялось в апреле 1899 г. Яркая, праздничная архитектура храма святого Николая Мирликийского, стоящего на Жоресгассе, создаёт совершенно особую атмосферу. Интерьер оформляли известные художники Бруни и Харламов. Пять люстр, расписанных ажурным старославянским шрифтом, были преподнесены в дар церкви императором Николаем II. С момента постройки собор был собственностью российского государства и поныне является российской дипломатической недвижимостью…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *