ГАТЧИНА

ГАТЧИНА

ГАТЧИНА

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина
Цена: 120 руб.

В дворцово-парковом ожерелье Петербурга эта царская резиденция – самая загадочная жемчужина, особо любимая двумя «гатчинскими затворниками» Павлом I и Александром III. Здесь нет имперской роскоши Царского села или фонтанного буйства Петергофа, зато в любое время года можно прикоснуться к тонкой грани природной и рукотворной красоты, увидеть царский дворец в окружении великолепного и полного загадок парка.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до г. Гатчина, Гатчинского дворца и парка от С.-Петербурга можно на электропоезде от Балтийского вокзала (время в пути около часа) или маршрутным такси от ст. м. «Московская». Предпочтительно воспользоваться электропоездом до Гатчины-Балт. (а не Гатчина-Варш.!), эта станция находится рядом с дворцом. При следовании на маршрутном такси или другом автотранс-порте примите во внимание, что в пятницу и воскресение Пулковское шоссе пере-гружено.

Официальный сайт ГМЗ «Гатчина»: http://gatchinapalace.ru/
Телефон: (271) 134-92

Придворцовый парк доступен для посетителей без выходных.
В г. Гатчина можно посетить следующие музеи:

Музей «Гатчинский дворец» работает с 10 до 18 (касса до 17)
Выходной — понедельник и 1-й вторник каждого месяца. Приоратский дво-рец работает в том же режиме, но закрыт по понедельникам и вторникам.
Тел.: (8-81371) 9-34-92

Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта
188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Григорина, 7-а
Открыт с 11 до 16. Выходные дни — понедельник, вторник.
Тел.: (8-81371) 2-54-58; факс: 9-42-13

Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова
188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, 4
Тел.: 2-08-64, 2-10-88

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

kreml_01_bГатчина — одно из тех названий на карте Ленинградской области, которые с трудом поддаются переводу, и это свидетельство древности ее истории. Первому упоминанию в русских писцовых книгах о «сельце Хотчине» уже более пятисот лет. Археологические находки поселений ижорцев значительно древнее. Земли эти сначала входили во владения Великого Новгорода, в 17 веке отошли к Швеции, а столетием позже были возвращены Петром I в начале Северной войны. Сохранились и следы шведской мызы на этом месте. С 1708 года «мыза Гатчино» принадлежит сестре царя Наталье, затем медицинской коллегии, позже — придворному императрицы Анны Иоанновны князю Куракину. Таких загородных имений появилось в окрестностях молодого Петербурга немало — с небольшим усадебным домом без украшений, но со всем необходимым хозяйством и богатыми охотничьими угодьями.
Дворцово-парковый комплекс, с которым мы познакомимся сегодня, формировался на протяжении одного столетия — со второй половины 18 века по вторую половину 19-го. Хотя это история не слишком давняя, прогулка временами похожа не на экскурсию в музее, а скорее на археологическое исследование. Приходится мысленно восстанавливать облик и смысл сооружений по руинам, фрагментам, следам…

2. Площадь перед дворцом

kreml_01_bСегодня Гатчина приветствует гостей сурово — огромным песочно-серым фасадом дворца и бронзовой фигурой императора Павла I, который смотрит на ровный плац. Между тем первый архитектор дворца, итальянец Антонио Ринальди, первоначально возвел поэтичный охотничий замок, который называли «Увеселительный дом». Ринальди начинает работу в 1766 году для фаворита Екатерины II, Григория Орлова. Годом раньше императрица пожаловала графу Орлову мызу Гатчино с окрестными охотничьими угодьями и деревнями.
Представить себе дворец, каким видел его первый владелец, не сложно. Достаточно мысленно убрать часть стен. Сквозь высокие арочные проходы в центральной части был виден парк. Служебное назначение квадратных каре справа и слева от главного корпуса подчеркивалось их меньшей высотой — всего в один этаж. А боковые крылья, соединяющие каре с центральной частью, были открытыми сводчатыми галереями в два яруса. Десять граненых башен и живописно-суровая поверхность природного камня напоминали и о об итальянских виллах эпохи барокко, и об английских загородных усадьбах, органично вписанных в природный ландшафт. Стоит заметить, что Ринальди в эти годы — любимый архитектор самой Екатерины II, строящий по ее заказам…

3. Возле Собственного сада

kreml_01_bВид, который открывается отсюда, опровергает привычное представление об унылой плоской местности под Петербургом. Слева, почти на одной высоте с нашей обзорной точкой, примыкает к дворцовому крылу небольшой сад, приподнятый подпорной стеной и обнесенный решеткой. Отсюда видно одновременно 3 водоема — впереди справа от высокого каменного мостика — продолговатый пруд, слева — часть большого озера. А внизу слева сквозь ветви деревьев проглядывает Серебряное озеро, самый таинственный гатчинский водоем.
Нижний Голландский сад, на краю которого мы остановились, сейчас, к сожалению, выглядит наименее выразительно. Газоны и дорожки должны складываться в сложный симметричный рисунок, подчеркнутый двумя мраморными статуями на высоких постаментах. Подобные участки с регулярной планировкой особенно нуждаются в постоянном уходе и бережном отношении. Геометрически правильные, подчеркнуто искусственные, похожие на залы под открытым небом, они рассчитаны на идеальный порядок и непременное дополнение в виде скульптур, ваз и цветочных клумб. В Павловское время в цветниках Нижнего голландского сада высаживались тюльпаны, по границе со стороны Карпина пруда выставлялись кадки с цитрусовыми и лавровыми деревьями. Три семиступенчатые лестницы приглашают подняться в Верхний Голландский сад, осененный старыми деревьями, сейчас также довольно запущенный. Но слева за оградой можно разглядеть третий сад этого когда-то единого комплекса — Собственный сад на дворцовой террасе, восстановленный по подлинным чертежам. В настоящее время попасть в Собственный сад из парка нельзя, его посещение входит в экскурсию по дворцу…

4. Колодец Иордань

kreml_01_bИорданью — по евангельской реке Иордан — называют в православной традиции прорубь во льду водоема, которую устраивают на праздник Крещения Господня, в январские морозы. Здесь Иордань — прозрачный родник, он не замерзает даже зимой и действительно прекрасно подходит для крещенского водосвятия. Но вероятно, не случайно среди многочисленных гатчинских родников именно ключ на низком берегу у начала Белого озера получил в 19 веке обрамление из 4-х гранитных плит. Существует специальное понятие — закрепление видовой точки. Колодец Иордань, не заметный издали, останавливает внимание каждого, проходящего по берегу, подсказывает задержаться здесь.
Дело в том, что особые точки, откуда нужно любоваться видом — не изобретение музейных искусствоведов. Проектируя парк в романтическом духе, обязательно рассчитывали такие места. Их отмечали на местности, чаще — беседкой или огороженной площадкой со скамьей. Но выйдя во время прогулки к одиноко стоящей вазе на постаменте, к гранитному валуну или, например, к декоративному колодцу, обязательно остановитесь и окиньте взглядом окрестности. Как правило, малые парковые формы не только оживляют данный уголок, но и закрепляют видовую точку.
Культурный человек екатерининской эпохи обязан был уметь восхищаться пейзажем. Вот в каких выражениях сообщает о Гатчине первый владелец дворцово-паркового ансамбля Григорий Орлов, в письме прославленному французскому философу Жан-Жаку Руссо. «Мне вздумалось сказать вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности…» Это слова не поэта и не слезливого юноши. Это письмо боевого офицера, зрелого мужчины в расцвете славы, к тому же известного кутилы и дебошира. И конечно, первейшего последователя европейских мод — иного не приблизила бы к себе просвещенная монархиня Екатерина II. Не случайно Гатчинский парк стал первым в России парком в новом стиле – пейзажном…

5. Адмиралтейство

kreml_01_bКогда-то мостик был подъемным, гавань использовалась для торжественного спуска судов на воду. Сегодня только массивные квадратные столбы отмечают местоположение Адмиралтейства. 16 столбов, расставленных на равном расстоянии друг от друга, поддерживали четырехскатную кровлю квадратной постройки. Простенки, собранные из досок, можно было поднимать при помощи блоков и канатов. У наследников Павла Адмиралтейство перестало быть верфью, но по-прежнему использовалось для ремонта гатчинской флотилии. В конце 19 века оно сделалось музеем моделей старинных кораблей, небольших гребных и парусных судов, оружия и даже рыболовных снастей. Просуществовав до Великой Отечественной войны, здание было разрушено во время фашистской оккупации Гатчины с сентября 1941 года по январь 1944-го. После войны воссоздали суровый и колоритный внешний облик павильона, зал использовался для массовых мероприятий. В 90-е годы 20 века Адмиралтейство погибло вторично, от пожара. Руины на месте исторических зданий могут возникнуть гораздо позже военных разрушений. К сожалению, это не единственный в пригородах Петербурга печальный пример.
Дальше наш путь пройдет вдоль берега озера. Его завораживающий вид поможет любому человеку примерить на себя роль высокородного мечтателя эпохи романтизма.
Но оглянемся и на парк справа. С дорожки видна каменная лестница, врезанная в склон террасы. Конечно, ясно обозначенные террасы и небольшая коническая горка — искусственного происхождения. Здесь располагался Ботанический сад с оранжереями и двумя прудами. Кроме необычных для северного климата деревьев — например, вместо лип и дубов здесь росли бук и тис — сад летом украшали экзотические южные растения, зимовавшие в теплице, а насыпная горка была царством цветов. Каменные лестницы связывали Нижний и Верхний сады. Созданный в павловское время под наблюдением садового мастера Гельмгольца как питомник для различных растений, сад стал еще одним геометрически распланированным участком, вкрапленным в романтический ландшафт.
Первый ботанический сад в Гатчине появился не при Павле, а значительно раньше. В 1720-х годах гатчинскую мызу арендовали придворные врачи, и здесь необходимы были грядки с лекарственными растениями для царской аптеки. Вспомним, что Ботанический сад в Петербурге ведет начало от Аптекарского огорода времен Петра I, и располагается на острове, сохранившем название Аптекарский…

6. Остров Любви с павильоном Венеры

kreml_01_bНачать рассматривать павильон интереснее с берега, не переходя на островок, оконечность которого он занимает. Хорошо видно, что его стены вырастают прямо из воды — большая часть его опирается на свайное основание. Для образованной публики конца 18 века, воспитанной на античной культуре, это мгновенное напоминание мифа о рождении греческой богини красоты из пены моря.
Деревянный павильон на каменном основании построен в 1792-93 годах по проекту Винченцо Бренны. Перейдем мостик и остановимся напротив входа в павильон. «Остров Любви. Павильон Венерин» — гласят медные буквы над широкой дверью, выше — лепная композиция из лука со стрелами и пылающего факела. Это атрибуты Амура, бога любви, согласно классической мифологии — озорного сына Венеры. Все, казалось бы, отсылает к античной Греции — и мифологические символы, и пропорции здания, и портик с колоннами ионического ордера под треугольным фронтоном, и орнаментальные мотивы в лепке. Но павильон называют также Трельяжем из-за обивки стен снаружи тонкими планками, похожими на трельяжную решетку для вьющихся растений. Она усиливает связь с парком и смягчает античную строгость. Дело в том, что у Павильона Венеры был французский прототип, современный Павлу- аналогичное сооружение в загородном имении Шантийи…
С узкого металлического мостика, по которому мы покидаем Остров Любви, уже виден слева, на склоне за деревьями, причудливый ансамбль, состоящий из — каменного портала и огромной березовой поленницы. К нему мы и направимся. Короткая прямая аллея, обсаженная дубами, которая начинается чуть правее и ведет вглубь, от берега озера, именовалась с конца 18 века «Дорогой к костру». Необычный парковый павильон называли по-французски «бушер», то есть «костер» или «дровяной сарай». Но закрепилось за ним ласковое сказочное название — Березовый домик. Возле него наша следующая остановка, правда, придется не стоять на месте, а погулять между постройками этого маленького ансамбля.

Show Content

kreml_01_bЛучше всего начать с кругового обхода Березового домика. Когда двери и ставни окон закрыты и полностью сливаются с обшивкой стен, он даже с самого близкого расстояния выглядит как четыре поленницы разной высоты, сложенные из неокоренных березовых чурок и составленные зигзагом. Такие сооружения «в сельском вкусе» обязательно создавались в романтическом парке. Они могли имитировать хижину угольщика или фермерский домик из дикого камня под соломенной крышей, напиленные дрова или укрытую дерном землянку лесоруба. Они приятно разнообразили пейзаж парка и давали нужное направление мыслям гуляющих. Очень идеализированные картины сельских радостей и благородная простота жизни в единении с природой были темой серьезных размышлений философов-просветителей 18 века. И конечно — одним из любимых поэтических образов своего времени, а также — модной игрой утонченного общества.
Вторым непременным элементом игры, который, кстати, постепенно уходит в 19 веке, был контраст внешнего и внутреннего убранства. Эффект неожиданности, сюрприза, столь любимый предыдущей, барочной эпохой, вполне достигался в постройках, скрывающих под сельским фасадом дворцовые помещения. Если у вас есть возможность посетить интерьер Березового домика, это лучше сделать без предварительного прослушивания его описания в нашей экскурсии.
Если же нет — постарайтесь представить себе зал, играющий нежными красками росписей и позолотой резных деталей, убранный драпировками из голубого шелка, с живописным плафоном на потолке и узорчатым наборным паркетом, со светлой нишей-альковом в глубине. Даже размеры зала зрительно обманывают ожидание — он кажется больше своих 25 кв. м. благодаря обилию света и игре пространства в многочисленных зеркалах. Живописный плафон заставляет забыть о небольшой высоте домика. На иллюзорные арки, написанные на перекрытии, опирается иллюзорный купол, открывающийся в небо. Небо, конечно, не здешнее, там среди пронизанных солнцем облаков парят юноша и малыш с гирляндой роз. Это бог теплого ветра Зефир и его сын, бог плодородия Карпус…

8. Граница со Зверинцем

kreml_01_bМы подошли к границе парка с так называемым Зверинцем. Угодья северо-западнее Белого озера еще при первом владельце, Григории Орлове, были отведены для псовой и соколиной охоты, известно, что в охотах принимала участие сама Екатерина II. Не стоит думать, что территорию сохранили в первозданном виде — на ней устраивают парк Зверинец, или, как его еще называли, Зверинский парк. Это самый большой из гатчинских зеленых массивов, площадью 340 га, в современной терминологии он бы назывался лесопарком. Участок леса огородили, очистили от поваленных деревьев, проложили дороги-просеки. Были высажены тысячи деревьев лиственных пород — липы, дубы, ясени, клены, вязы, серебристые ивы, а к местным хвойным породам прибавилась лиственница. Деревья в основном привозили из соседней Новгородской губернии и из-под Москвы. В специальных загонах и сараях содержались лоси, олени и кабаны, завезенные из прибалтийских зверинцев.
На протяжении 1780-х и 1790-х годов, уже при Павле, охотничий парк приобретает регулярный характер — это сеть просек, пересекающихся под прямым углом и дополненных диагональными дорожками, на пересечениях — круглые площадки, обсаженные липами. В Зверинце водились зайцы и дикие козы, под присмотром содержали сибирских и американских оленей. Регулярная планировка здесь отражала не только пристрастие Павла к четкой регламентации, но и традиционный для 18 и 19 века сценарий охоты в аристократическом поместье. Ведь высокородные охотники не преследовали зверя, подвергаясь опасности от падения с лошади или от чьего-то случайного выстрела. Они занимали специально отведенные места, часто даже оборудованные помостом или павильоном. Отсюда было удобно меткими выстрелами поражать животных, которых гнали к просекам и по просекам егеря и собаки.
Пик благоустройства парка Зверинец пришелся на середину 19 века, когда Николай I, сделавший Гатчину одной из своих любимых летних резиденций, перевел сюда из Петергофа императорскую охоту с большим штатом егерей и псарней. Чуть позже появилась Егерская слобода. Район с таким названием на карте города остался, сохранилась даже часть застройки из одноэтажных деревянных домиков, которые изначально украшали настоящие лосиные рога. В 1880-е годы, при Александре III, в Гатчинском зверинце содержались кабаны и зубры из Беловежской пущи, а также 4 разновидности оленей…

9. Сильвийские ворота

kreml_01_bСохранившийся каменный участок ограды парка прерывается массивными Сильвийскими воротами, чуть дальше виден кирпичный домик-сторожка. Не подходя вплотную к воротам, задержимся на ведущей к ним аллее, с которой ворота и парк за ними можно хорошо разглядеть.
Сильвийские ворота представляют собой увенчанную треугольным фронтоном массивную каменную арку, так же, как Адмиралтейские ворота. При этом в них абсолютно нет торжественности, сходства с триумфальной аркой, ощущается только массивность и устойчивость. Их высота 7.6 м, ширина — 7.3, а фронтон с медной табличкой «Сильвия» уложен прямо на карниз над аркой, без промежуточной полосы фриза. Даже природный камень, который в нашей лесистой и болотистой местности обычно воспринимается как роскошь и придает постройкам парадный вид, здесь вдруг заставляет вспомнить, что из дикого камня в Италии возводили сельские хозяйственные постройки. Единственное декоративное украшение ворот — вырезанный на замковом камне горельеф. Широкое лицо, не слишком приветливо глядящее из-под курчавых волос — это маска Сильвана, духа лесов, одного из низших божеств античной мифологии. Так что «лесной» смысл названия «Сильвия» здесь все-таки обыгрывается…

10. Напротив Павильона Орла

kreml_01_bПавильон Орла получил свое название по мраморному изваянию птицы, которое размещалось в центре над колоннадой. При Павле павильон именовался Темпль, что по-французски означает просто «храм», но, возможно, должно было напоминать о легендарном храме, который дал имя ордену Тамплиеров. Известно, как глубоко Павел увлекался историей этого рыцарского ордена, прославленного во времена Крестовых походов позднего средневековья. И всерьез пытался установить взаимовыгодные политические связи с его преемниками — мальтийскими рыцарями конца 18 века. Однако мы видим, что в гатчинском павильоне все пропорции, все декоративные элементы и символы взяты из арсенала не средневекового, а античного, традиционного для творчества Винченцо Бренны.
Круглый в плане открытый павильон подчеркнуто оторван от земли, приподнят полуметровым каменным основанием-стилобатом. Половина его окружена глухой стеной и перекрыта высоким полукуполом. При высоте 9.5 м и диаметре 8 м павильон выглядит легким и устремленным вверх, благодаря точно найденным пропорциям его частей и открытой колоннаде, над которой почти на метр поднят карниз. Колонны из светло-серого карельского мрамора на высоких каменных постаментах создают игру света и тени, не скрывая трех ниш в задней стене.
В нишах предполагалось разместить статуи Аполлона, Дианы и Венеры, с которыми павильон еще больше походил бы на древнее святилище. Персонажи античной мифологии, высеченные из мрамора или отлитые из бронзы, во множестве населяли парки 18 века. Среди них преобладали не верховные боги, а низшие божества из числа их помощников и спутников. Чаще всего это воплощения стихий, покровители различных сил природы, периодов годового или суточного цикла. Из значительных богов античного пантеона в парковой скульптуре предпочитали именно Аполлона, Диану и Венеру, олицетворявших искусства, охоту и чувственную любовь…

11. Парковый фасад дворца

kreml_01_bПеред нами не только фасад дворца, но и самое сокровенное место гатчинского парка — Серебряное озеро. Мы уже говорили о многочисленных бьющих на дне ключах, которые придают воде серебристый оттенок. Самое время раскрыть секрет ограды, со всех сторон окружившей Серебряное озеро. Многие десятилетия оно снабжает жителей Гатчины ключевой водой. В крутой склон берега со стороны дворца встроена городская насосная станция, которая видна, только если обойти водоем, и потому практически не нарушает очарование парка. Для посетителей парка есть возможность насладиться природной водой в роднике, расположенном у пристани Большого озера.
Благодаря необыкновенной прозрачности воды и глубине до 14 м, озеро в самом начале царствования Александра III послужило прогрессу военной техники. Это несколько неожиданный для дворцового парка эпизод — показательные испытания первой российской подводной лодки. Одну из ее модификаций можно теперь увидеть в Музее Военно-Морского флота в Санкт-Петербурге, и сегодня она производит курьезное впечатление. Сильно вздутый в средней части металлический снаряд, с маленьким винтом сзади и окошком спереди, над острым носом, предназначался для одного человека. Им был сам изобретатель — инженер Степан Карлович Джевецкий. Настоящие испытания он проводил в Одесском порту, а в Гатчине продемонстрировал лодку императору. Нужно заметить, что Александр III, в юности получив преимущественно военное образование, в своей внешней политике прославился как миротворец. Политическое влияние России в славянских государствах это время сократилось, в то же время владения в Средней Азии расширились при весьма ограниченном применении военной силы. Император успешно избегал серьезных военных конфликтов, и в то же время ему принадлежит афоризм: «У России только два союзника — армия и флот». Видимо, так в военной сфере проявился присущий ему консерватизм и то, что называют его «охранительной политикой»…

12. Площадь Коннетабля

kreml_01_bПлощадь получила свое название от обелиска, увенчанного медным позолоченным шаром. Коннетаблем во Франции именовался главнокомандующий королевской армией, это звание носил один из герцогов Монморанси. И гатчинский обелиск — вариация на тему обелиска в его честь в имении Шантийи, так впечатлившем Павла. Площадь, окруженная каменным парапетом с треугольными выступами, гармонирует и с парковыми затеями, и с элементами крепостных сооружений. Изначально на парапет были нанесены деления с цифрами, и тень от обелиска служила стрелкой огромных солнечных часов. Интересно, что у графа Орлова тоже были солнечные часы — на лугу перед южным фасадом дворца. Павловское сооружение масштабами далеко превосходит не только их, но и Чесменский обелиск в парке. Для облицовки использована черницкая плита. Монумент был возведен по проекту Бренны в 1793 году, а в мае 1881 года во время сильной грозы расколот молнией. Можно видеть в этом зловещие знаки, ведь весной 1881 года началось царствование Александра III, после кровавого покушения народовольцев на его отца. Можно, однако, не ища мистических совпадений, удивиться, как обелиск почти целое столетие благополучно просуществовал без громоотвода. Ведь его высота 32 метра, а наверху установлен медный шар, притягивающий молнии. Памятник, разрушенный до основания, восстановили только через 5 лет, специально возобновив добычу камня в уже закрытых к тому времени черницких каменоломнях. Поставленный громоотвод обезопасил обелиск от стихии, но не от человеческого варварства. Во время фашистской оккупации он снова серьезно пострадал. Мы видим самый высокий из гатчинских памятников уже после реставрации.
Уходящая вправо улица Киевская — часть стариной дороги в южные области, которую называли Порховской, Двинской, либо Смоленской дорогой. С этой стороны въезд на площадь предваряют Смоленские ворота, или же Двинские. Построенные не в павловское время, ворота стали в некотором роде памятником павловским замыслам — использованные для них колонны предназначались для ограды Михайловского замка в столице. Ворота возведены в 1830-х годах по проекту архитектора Глинки, они обозначили въезд в город в его тогдашних границах. Похожие ворота поставили и на въезде со стороны Петербурга, и если вы покидаете Гатчину не по железной дороге, вы сможете их рассмотреть. Они называются Ингербургскими, в напоминание о маленькой крепости Ингербург, которая существовала при Павле…

13. Черное озеро и Приоратский дворец

kreml_01_bДворец предназначался для приора, то есть настоятеля, ордена иоаннитов, который у нас чаще называют Мальтийским орденом. Католические рыцари, избравшие своим патроном Святого Иоанна Иерусалимского, основали орден в XII веке, а с 1530 года базировались на острове Мальта. После того, как их крепость была захвачена наполеоновскими войсками, рыцари попросили покровительства у Павла I. 16 декабря 1798 года он был избран великим магистром ордена. Но оказанный приору иоаннитов радушный прием объяснялся не только этим странным политическим ходом Павла, и особый дворец в Гатчине для него начали строить раньше. Император, потрясенный кровавыми событиями Великой Французской революции, поддерживает спасающихся бегством приверженцев казненного короля Франции. А приор иоаннитов принц Конде — тот самый блестящий вельможа, который за полтора десятка лет до революционных событий принимал Павла и его супругу в своем имении Шантийи.
Строительство гатчинского Приората заняло немногим более года. Его автор, архитектор Николай Львов, разработал не только проект дворца с башней, оградой и службами. Ему принадлежит и технология строительства — землебитная. Находят нечто подобное в строительной практике Древнего Рима и Южной Америки, такие опыты были во Франции и Германии, сам Львов опирался на печатные труды. Но нужно признать, что строительство просторного 2-этажного здания в такой технике — пример уникальный. Для испытания в Гатчине сначала возвели невысокую стену из утрамбованной земли с прослойками извести. Ее должны были попытаться разрушить придворные — наверное, затея выглядела комично, потому что офицеры орудовали палашами, а дамы — зонтиками. После испытаний приступили к строительству.
Стены вырастали слоями. В деревянную опалубку насыпалась земля слоем не более 16 см, ее утрамбовывали вдвое, затем покрывали известью. В местах, несущих особую нагрузку, ее принимают на себя традиционные кирпичные или деревянные элементы — например, деревянные балки перекрытий. Сложены из камня башня и подпорная стена. Причем стена опирается на деревянные сваи, пропитанные смолой для защиты от воды, а сама она состоит из 2 двух стенок с заполнением камнем и известью между ними. В конце 19 века на 1-м этаже поставили опоры, а на чердаке установили дополнительные конструкции, к которым подвесили перекрытия 2-го этажа, чем предотвратили провисание потолков…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *