ПАВЛОВСК

ПАВЛОВСК

ПАВЛОВСК

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук
Цена: 120 руб.

Павловск — удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев — императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь «музыкальный» вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.

Добраться до г. Павловска можно электропоездом с Витебского вокзала (ст. м. «Пушкинская») или от ст. Купчино (м. «Купчино») до ст. «Павловск» или на маршрутном такси от ст. м. «Московская».
Большой дворец в Павловске открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, касса и вход в музей до 17.00 С 15 мая до 15 сентября без вых., с 15 сентября до 15 мая вых. день — пятница и первый понед. месяца
Официальный сайт ГМЗ «Павловск»http://www.pavlovskmuseum.ru/
Телефон: (812) 452-15-36Парк открыт для посетителей ежедневно круглый год.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

kreml_01_bМы приглашаем во всемирно известный дворцово-парковый ансамбль города Павловска. Название он получил в честь своего основателя и первого владельца – Павла I – но своей живописной красотой обязан больше супруге императора – Марии Федоровне, личности незаурядной. После трагической смерти мужа почти тридцать лет, вплоть до своей кончины, она посвятила благоустройству этого дворцово-паркового ансамбля, придав ему завершенный облик. Сильно пострадавший во время фашистской оккупации Павловск был возвращен к жизни трудами отечественных реставраторов и сегодня притягивает туристов со всех концов мира. Это и любимое место отдыха жителей северной столицы, тем более что Павловский парк – крупнейший в Европе.
История Павловска началась, когда Екатерина Вторая подарила эти земли на берегах реки Славянки великокняжеской чете: своему сыну Павлу и его супруге. По официальным данным, это случилось 12 декабря 1777 года, в день рождения у Павла Петровича и Марии Федоровны первенца Александра, будущего императора Александра I. Тогда название села Павловского впервые упомянуто в документах. Прежде земли будущего Павловска входили в состав основанной Петром I императорской резиденции в Царском селе и использовались как охотничьи угодья. К моменту пожалования этих земель великокняжеской чете здесь помимо двух деревень дворцовых крестьян был густой лес, и стояли два охотничьих павильона: Крик и Крак…

2. Концертный зал

kreml_01_bМы находимся в одном из старейших районов парка, его юго-западной части. Она создавалась как раз во время путешествия Павла и Марии по Европе. Еще в XVIII веке за регулярную лучевую планировку, свойственную в то время немецким паркам, район получил название «Большая Звезда».
Ансамбль «Большой Звезды» создавался Чарльзом Камероном в 1780-90 годах. По одной из версий, его специально планировали для прогулок верхом, поэтому все аллеи в этом районе парка весьма широкие и прямые. Могло сказаться и увлечение Павла I немецким регулярным стилем. По своей планировке «Большая Звезда» очень напоминает парк Сан-Суси.
Легкий и светлый одноэтажный концертный зал, особенно в ясный день, кажется воздушным. Стоящий на перекрестке аллей он виден из разных концов Большой звезды и смотрится красиво со всех сторон. Но, пожалуй, наилучший ракурс— взгляд с угла. Это зрительно придает маленькому зданию наибольший размах и выразительность.
Концертный зал был построен по старому проекту Чарльза Камерона, но уже под руководством нового главного архитектора Павловска, итальянца по происхождению Винченцо Бренны. Сам Камерон не присутствовал при возведении зала. Еще в 1796 году указом нового императора Павла I он был уволен за независимый нрав и свое стремление к талантливым, передовым, но дорогостоящим проектам, не рассчитанным на сравнительно скромный бюджет великокняжеской четы. Екатерина Великая не любила ни своего сына Павла, ни невестку, поэтому деньгами их не баловала. Понятно, что после кончины императрицы участь ее любимого архитектора была предрешена. Однако выдающийся талант Камерона, Павел и Мария ценили, и его проекты воплотились на берегах Славянки уже после его изгнания.
Концертный зал был окончен в 1800 году…

3. Развалины Павловского вокзала

kreml_01_bНыне посреди поляны на месте самого здания вокзала установлен памятный знак – небольшой придорожный валун с надписью. Сохранились каменная пристройка и руины фонтанов, позади которых находятся дошедшие до нас «Вокзальные пруды», где прежде катались на лодках. Возможно, в память об этом после Великой Отечественной войны на одном из прудов создали лодочную станцию, которую мы увидим по пути к Большому Павловскому дворцу.
Павловский вокзал был задуман еще в 1836 году, когда создавался проект железной дороги. 16 марта 1836 года правление Общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление лучшего проекта здания Павловского «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от городских дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка».
Устройством такого «воксала», который стал бы модным местом развлечения, было ключевым моментом в планах Франца Герстнера. Ведь особой потребности в массовых пассажирских перевозках между Петербургом, Царским селом и Павловском не было. 6000 человек населения Царского села и Павловска не могло создать сколько-нибудь значимый пассажиропоток, да и из Петербурга тоже не многие ездили в этом направлении. Так что без увеселительного «воксала» дорога была обречена на убыточность.
В конкурсе на лучший проект Павловского вокзала победили немецкие архитекторы Штарк и Шлютер. Тогдашний владелец Павловска, получивший это имение по завещанию покойной своей матери Марии Федоровны, великий князь Михаил Павлович, равно как и Мария Федоровна, питал страсть ко всему немецкому. По мнению многих исследователей, это едва ли не в полной мере определило победу немецких архитекторов в конкурсе. Впрочем, проектируемый вокзальный комплекс, судя по дошедшим до нас картинам того времени, был и красив, и по-немецки удобен. Постройка «воксала» началась 7 июня 1836 года, и уже к концу сентября сам станционный павильон был вчерне готов. Он состоял из круглой передней, большого зала для обедов, балов и концертов, а также двух «меньших» залов.
В январе 1844 года вокзал сгорел и к 13 мая 1844 года был восстановлен под руководством русского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Чтобы привлечь внимание публики, администрация железной дороги стала приглашать для выступлений известных дирижеров, инструменталистов, вокалистов, устраивать бесплатные благотворительные концерты. Знаменитые артисты считали за честь выступать здесь, а по количеству зрителей Павловский вокзал соперничал с известнейшими российскими сценами. Это резко увеличило число павловских дачников. Несмотря на то, что земля в Павловске была дорогая, даже дороже чем в центре Санкт-Петербурга, он превратился в одно из престижнейших дачных мест…

4. Холодная ванна и Мост кентавров

kreml_01_bНа берегу реки Славянки расположен павильон под названием Холодная ванна. Главная часть здания – ротонда с низким пологим куполом – своего рода фирменный знак архитектора Чарльза Камерона, по проекту которого оно было выстроено. Павильон в стиле классицизма, с характерными для этого направления простотой декора и пропорциональностью, состоит из двух частей. Это увенчанная куполом ротонда, где находилась купальня, и более низкая прямоугольная пристройка, в которой был вестибюль-уборная.
В нишах у входа в павильон прежде располагались статуи Венеры Медицейской и Купальщицы, изготовленные из папье-маше. Специально продуманный эффект, благодаря которому постройка не видна издали, а неожиданно появляется из-за поворота дорожки, придает Холодной ванне дополнительное обаяние. Тусклая охристая окраска павильона удачно контрастирует с сочной парковой зеленью.
Холодная ванна была создана в течение одного сезона 1799 года. В 1800 году внутри ротонды был устроен бассейн с фонтаном – душем в виде медного шара…
Возле Холодной ванны располагается Мост кентавров – один из самых красивых мостов Павловска. Созданный из светлого камня мост удачно контрастирует с темной листвой деревьев и почти черной водой реки. Установленные при въезде на него 4 статуи античных кентавров, в честь которых он и получил свое название, довершают и оживляют всю композицию…

5. Большой дворец. Памятник Павлу I

kreml_01_bБольшой Павловский дворец является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля, хотя и находится на окраине парка. Основной объем дворцового здания представляет собой куб, увенчанный широким барабаном, обработанный шестьюдесятью четырьмя колоннами, несущими низкий, пологий купол. Ко дворцу примыкают округлые галереи, образующие перед главным фасадом дворца круглую площадь. Посреди нее, перед памятником первому владельцу Павловска Павлу I, мы остановимся.
Дворец – едва ли не самое значительное творение Чарльза Камерона. Он был во многом создан по аналогии с Этюпским замком, где провела юность Мария Федоровна. Большой Павловский дворец был заложен по проекту Чарльза Камерона 25 октября 1782 года. Начало работ задержала ссора, возникшая между Камероном и Марией Федоровной, несправедливо, по мнению зодчего, «отредактировавшей» его проект. Имевший независимый нрав гордый шотландец вообще чуть было не отказался браться за строительство. Но работы начались. Уже в первый строительный сезон здание Большого дворца было поднято на 10 метров по всему периметру, а в 1783 году возведено под кровлю.
Еще через три года владельцы Павел и Мария смогли разместиться в покоях I этажа. Из комнат, отделанных по проекту Камерона, до наших дней сохранился лишь Египетский вестибюль. В 1785 году произошла очередная ссора зодчего с Марией Федоровной…

6. Большие круги и Каменная лестница

kreml_01_bПеред нами ансамбль Больших кругов, удачно расположившийся недалеко от Большого Павловского дворца между ведущей от него Тройной Липовой аллеей и берегом реки Славянки. Большие круги представляют собой две круглые площадки с цветниками, посреди которых чуть приподняты восьмигранные террасы из туфа. С четырех сторон к ним ведут лестницы из нескольких ступенек. В центре террас поставлены мраморные статуи «Мир» и «Правосудие», выполненные в начале XVIII века известным венецианским скульптором Бараттой.
В 1798 году на этом участке по проекту архитектора Винченцо Бренны были устроены Большие Круги, дошедшие до нашего времени. Хижина Угольщика была перенесена, предположительно, в район Большой Звезды. В XIX веке она была разобрана.
В 1799 году Большие круги были закончены. Присущие регулярным паркам подобные сооружения дольше всего сохранялись в Пруссии. Вполне возможно, что любивший все немецкое Павел I позаимствовал их оттуда. Отдавая дань моде на английские парки, император, и это особенно видно на примере Гатчины, очень любил и регулярные парки…

7. Храм Дружбы

kreml_01_bХрам Дружбы был создан на крутой излучине реки Славянки в 1779-1784-х годах по проекту Чарльза Камерона и является его первым павловским проектом. Строительные работы осуществлялись под руководством русского архитектора Григория Петровича Пильникова и подрядчиков Лисицына и Кириллова. Внутреннюю роспись делал немецкий живописец Иоганн Рудольф, а лепной декор изготовил итальянский мастер Джузеппе Бернаскони. Храм представляет собой одноэтажную беседку-ротонду, увенчанную характерным для Камерона низким куполом и окаймленную колоннадой. Классической монументальностью, торжественностью и, в тоже время, легкостью и изяществом веет от этой постройки. Посвященный Екатерине II как попытка примирения павильон весь наполнен дружественной символикой.
Простенки между колоннами украшены медальонами с псевдо-античными аллегориями «Славы», «Дружбы» и «Благодарности». На фризе располагаются чередующиеся изображения дельфинов – олицетворение дружбы. Резчик Шарлемань изготовил для внутреннего убранства Храма Дружбы скульптуры, символические «факелы любви», которые должны были передать чувства Марии Федоровны к свекрови. Примечательна и надпись над входом в павильон: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Понятное дело, что надпись, как и сам павильон, была посвящена Екатерине Великой. Даже статуя Минервы, античной богини мудрости, внутри храма, куда путь ныне закрыт, была выполнена с явным намеком на черты лица императрицы…

8. Висконтиев мост и Амфитеатр

kreml_01_bВисконтиев мост был построен под руководством каменных дел мастера Джузеппе Висконти в 1808 году взамен прежнего деревянного, бывшего на его месте с конца XVIII века. Высокий однопролетный мост, выполненный из пудостского известняка, удачно вписывается в ансамбль долины Славянки, мягко выплывая из-за излучин реки. Внутренней твердостью и торжественностью и в то же время большой легкостью веет от этого одного из архитектурных шедевров Павловска.
Официально считается, что Джузеппе Висконти был также автором проекта моста. Однако сохранившиеся чертежи дают основания полагать, что им был другой зодчий – Андрей Никифорович Воронихин. Однопролетный каменный Висконтиев мост со вкусом и весьма органично украшен стоящими при въезде каменными вазами, чугунной решеткой и установленными над арочным сводом моста львиными мордами. Его создатели применили очень удачный прием, установив вазы не на продолжении перил, как это обычно в то время делалось, а на выступающих по сторонам моста вдоль берегов реки ледорезах. Это придает сравнительно небольшому мосту размах и в результате он не только не теряется в просторах долины реки, но, наоборот, как бы заключает своими ледорезами Славянку в крепкие и торжественные объятья…

9. Пиль-башня и Руинный каскад

kreml_01_bПиль-башня была построена в 1795-97 годах по проекту Винченцо Бренны. Снаружи она была расписана Пьетро Гонзаго в стиле руинной романтики. И хотя сама башня, особенно ввиду своей островерхой крыши, казалось бы, полностью отвечает неоготике, настенная роспись в виде классических наличников окон второго этажа роднит ее с классицизмом. Кстати, большинство окон у Пиль-башни не настоящие, а нарисованные, хотя так мастерски, что издали этого можно не заметить. Настоящими являются только два окна – южное третьего яруса и северное второго.
Построенная возле моста через Славянку небольшая трехъярусная Пиль-башня органично вписывается в ансамбль долины реки, придавая местности поистине романтический колорит. Долина в этом месте сужается и зрительно как будто превращается в ущелье. Пиль-башня воспринимается как некое завершение огромного природно-архитектурного ансамбля. Выполненная в стиле средневековой замковой башни-донжон Пиль-башня словно охраняет вход в долину Славянки, отделяя парадную часть парка от удаленных районов. А вплоть до 1800 года, когда по проекту Бренны был оформлен район Новой Сильвии, находящийся за Пиль-башней вниз по течению реки, она «сторожила» и саму границу парка. Кстати, в том же 1800 году новые рубежи обозначили установленной в Новой Сильвии колонной с красноречивым названием «Конец Света»…

10. Двенадцать дорожек

kreml_01_bАнсамбль Старой Сильвии был создан в 1789—1793 годах по проекту Винченцо Бренны. В 1800 году по его же проекту неподалеку появилась Новая Сильвия, в силу чего первая получила название Старой. До постройки Новой Сильвии она была самым дальним от Большого Павловского дворца приграничным районом парка.
Старая Сильвия выполнена в виде символического циферблата с расходящимися от него 12 дорожками. Посреди круга находится статуя Аполлона Мусагета. Позже она была заменена Аполлоном Бельведерским, который стоит здесь до сих пор. А по периферии центральной площадки располагаются фигуры античных муз и богинь: Терпсихоры, Талии, Мельпомены, Клио, Флоры, Евтерпы и других. В конце радиальных дорожек были поставлены бронзовые статуи Ниобид, отлитые в Петербургской Академии художеств мастерами Гастеклу, Можаловым, Екимовым по моделям скульптора Федора Гордеева.
Лесной полумрак Старой Сильвии придает черным бронзовым статуям мистическую таинственность. Особенно хорошо они смотрятся на фоне золотой осени, яркие светлые тона которой придают скульптурам наибольшую четкость и выразительность.
Старая Сильвия примыкает к огибающему ее высокому правому берегу Славянки и ограничена с севера Старосильвийскими прудами. Радиальные дорожки соединены кольцевой аллеей, проходящей на разном расстоянии от центра и трассированной по бровкам таким образом, что с нее открываются виды на наиболее привлекательные пейзажи парка. Вблизи этой аллеи находятся и концевые площадки лучевых дорожек, отмеченные скульптурами и архитектурными сооружениями, включая несохранившийся охотничий домик Крик и уже упоминаемый Амфитеатр…

11. Молочня

kreml_01_bКроме преклонения перед дикой природой эпоха Просвещения породила стремление имитировать в парках и элементы сельской жизни. Мода на пастораль при Екатерине II проникла в Россию, где в загородных парках стали создаваться фермы для разведения скота. Не стал исключением и Павловск. Еще 15 ноября 1779 года, исходя из желания великой княгини Марии Федоровны, по повелению Императрицы Екатерины Великой недалеко от будущего Павловска, в деревне Кузнецы, появилась ферма с 6 голландскими коровами, 4 киргизскими овцами и еще 12 головами крупного и мелкого скота.
Уже несколько лет спустя, с созданием павловского дворцово-паркового ансамбля, Мария Федоровна решила построить еще одну ферму недалеко от дворца. Изначально она предусматривалась для содержания и дойки коров, а также хранения молока и поэтому получила название Молочни. Молочня была построена в 1782 году между Старой Сильвией и Большим Павловским дворцом недалеко от западной границы парка за которой были луга для выпаса содержащихся в Молочне коров. На примере Пиль-башни мы видели, что, несмотря на господство классицизма, в Россию проникали так же романтические и неоготические веяния.
В стиле неоготики выполнена и Молочня, напоминающая романтическое средневековое здание на манер немецкой фермы или трактира. Окружающая Молочню светлая березовая роща компенсирует мрачный колорит темного камня, которым облицовано здание.
Своим географическим положением Молочня и растущая вокруг нее роща как бы композиционно связывают дикую Старую Сильвию с парадным регулярным придворцовым районом. Автором проекта Молочни был Чарльз Камерон. И хотя заказчица, Мария Федоровна, требовала сделать точную копию с аналогичной постройки в Этюпе, чертеж которой специально выписала из-за границы, Камерон все же смог и здесь проявить свою индивидуальность. Например, по замыслу зодчего на крыше был установлен колокол для созыва коров, остов звонницы сохранился. Кроме того, сквозь навес крыши архитектор пропустил живую березу, придав тем самым Молочне дополнительную романтическую живописность. К сожалению, во время пожара 1895 года береза погибла вместе с крышей Молочни. После капитального ремонта кровли не сохранили и дырки, сквозь которую прежде проходил ствол дерева.
При Марии Федоровне Молочня одно время использовалась как ферма. Для содержания коров была отведена меньшая часть постройки, в двух оставшихся комнатах хранили молоко.
В третьем помещении напротив находился красивый зал с изысканной мебелью и выставленной на полках дорогой посудой. Еще со времен Петра I нарядные фарфоровые сервизы служили особым предметом украшения в богатых домах. Убранство парадного зала согласно традициям классицизма резко контрастировало со скромным внешним видом здания. Однако нарядный интерьер Молочни диссонировал с проживавшим тут же скотом, и поэтому уже в 1786 году коров переселили в построенный специально для них рядом скотный двор.
После революции, когда дворцово-парковый ансамбль Павловска превратился в музей, Молочню сберегли как исторический памятник. В 1940 году постройку капитально отреставрировали в первозданном виде. Правда, соломенную крышу с учетом суровости приневского климата заменили гонтовой. Но уже во время Великой Отечественной войны фашисты нанесли колоссальный урон этому старинному памятнику. После Молочня была восстановлена снаружи, однако ее интерьеры еще нуждаются в реставрации. Ныне здесь устроено кафе…

12. Вольер

kreml_01_bВольер, или, в переводе с французского, – птичник, был построен в 1782-83 гг. по проекту Чарльза Камерона. Главный фасад Вольера ориентирован на юго-запад, в сторону Парадного поля. Вольер представляет собой одноэтажную, прямоугольную в плане, вытянутую с запада на восток постройку. Кубическая в плане центральная часть павильона увенчана треугольным фронтоном и низким куполом. К ней примыкают две галереи – колоннады, завершенные павильонами с треугольными фронтонами. Здание выполнено в духе своей эпохи – в классическом стиле. Практически с самого начала Вольер использовался не только для содержания экзотических птиц. Уже в 1783 году боковые кабинеты павильона были приспособлены для выставки античных пеплохранительниц и надгробий. В эпоху господства классицизма было модно коллекционировать античные древности.
Не только внешний декор классической постройки символизировал преемственность с античностью. В 1784 году по эскизу архитектора Винченцо Бренны интерьеры Вольера были расписаны его русским учеником Иваном Алексеевичем Ивановым в древнеримском стиле, наподобие известной уже в то время помпейской живописи. Центральный зал был отделан роскошно, по канонам классицизма контрастируя со скромным вешним декором здания. В галереях, закрытых снаружи натянутыми между колонн сетками, летали певчие птицы…

***

Особенность Павловска в том, что он красив в любое время года. Тут надо учитывать то обстоятельство, что, несмотря на выдающийся талант работавших в Павловске русских и европейских зодчих, павловскую атмосферу определяют, прежде всего, не архитектурные сооружения, а сам парк – рощи, луга, долины. Лето придает Павловску яркость и красочность. Зима истинно классическую строгость, наверное, поэтому сюда часто приезжают именно в это время года, к тому же лыжная прогулка открывает несравнимо большие пространства, чем пешая. Весна озаряет Павловск чарующим ароматом цветов, а также ясной и живой легкостью. Но, пожалуй, лучше всего Павловск смотрится в мимолетную, но незабвенную пору золотой осени. Породы деревьев еще со времен Марии Федоровны и садового мастера Пьетро Гонзаго подобраны так, что в это время Павловск предстает во всей своей многогранной красоте. Словно написанный цветами и изящными линиями гимн вечному стремлению человека к совершенству.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *