ОРАНИЕНБАУМ

ОРАНИЕНБАУМ

ОРАНИЕНБАУМ

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3,5 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук
Цена: 120 руб.

Ораниенбаум – всемирно известный исторический комплекс, включающий в себя дворцово-парковый и городской ансамбли. Из петербургских пригородов по возрасту он уступает лишь Петергофу, но всего на несколько лет. Его первым владельцем был светлейший князь А. Д. Меншиков. Особую роль в становлении Ораниенбаума сыграли Екатерина Великая и незаслужено забытый Петр III. В отличие от других пригородов Санкт-Петербурга в годы войны Ораниенбаум пострадал значительно меньше, хотя реставрационные работы идут до сих пор. Потратив всего час на дорогу, Вы попадете в мир гармонии природы и рукотворной красоты.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:
Официальный сайт комплекса «Ораниенбаум»: http://peterhofmuseum.ru/
Телефон: (812) 422-3753, 423-1637
Добраться до г. Ломоносов можно электропоездом с Балтийского вокзала до ст. «Ораниенбаум» или на маршрутном такси от ст. метро «Автово» или ст. метро «Проспект Ветеранов».
Большой дворец открыт ежедневно с 11.00 до 16.00, кроме вторника и последнего понедельника каждого месяца
Выходной день — вторник, последний понедельник месяца — санитарный день.
Для индивидуальных посетителей Китайский дворец открыт с 6 июня до 30 сентября.
Парк открыт с 9 до 20 часов. После 18 часов вход свободный.
Китайский дворец — с 10.30 до 16.30, в понедельник с 10.30 до 15.30.
Все дворцы, кроме Китайского, работают с 11 до 17 часов, в понедельник с 11 до 16 часов.

Карта маршрута

kremlin

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

kreml_01_bОраниенбаум – всемирно известный исторический комплекс, включающий в себя дворцово-парковый и городской ансамбли. Из петербургских пригородов по возрасту он уступает лишь Петергофу, но всего на несколько лет. В 2010 году Ораниенбаум отпразднует свое 300-летие.
В отличие от других пригородных дворцово-парковых ансамблей, Ораниенбаум не строился изначально как резиденция для членов императорской фамилии. Его первым владельцем был светлейший князь Александр Данилович Меншиков, которому эта территория досталась в 1710 году. Тогда земли, расположенные вдоль приморского тракта, были поделены на земельные участки, предназначавшиеся для Петра I, его родственников и приближенных. По примеру многих западных стран, прежде всего Голландии, Петр хотел украсить дорогу, ведущую в молодую столицу, гирляндой небольших дворцов с садами в голландском вкусе.
Ценой деления стал участок в 1000 сажень – (около 2 км) вглубь суши к югу от тракта и 100 саженей (около 214 м) в ширину. Дополнительно давался и надел от тракта до залива. Таким образом, начал создаваться уникальный ансамбль Петергофской дороги, которая по замыслу Петра I должна была затмить собой дорогу в Версаль. Свой надел, занимавший 500 саженей в ширину (то есть, состоявший из 5 стандартных участков), в том же 1710 году получил и Александр Меншиков…

2. Ораниенбаумский вокзал и привокзальная площадь

kreml_01_bКак бы мы ни добирались до Ораниенбаума, знакомство с ним чаще всего начинается с привокзальной площади. Сюда приходят поезда, здесь же рядом находится автовокзал и конечная остановка маршрутных такси.
Прежде привокзальная площадь служила также и морскими воротами Ораниенбаума. Корабли не причаливали на отдаленном пирсе, как они это делают с послевоенного времени, а доходили почти до самого железнодорожного полотна, проплывая по расширенной части реки Карость. Широкое русло речки и по сей день напоминает о некогда бывшей там пристани. Причал служил для грузовых и пассажирских судов, идущих со стороны Кронштадта и Петербурга.
Первое, что обращает на себя внимание на площади, это, конечно, железнодорожный вокзал, выполненный в строгих формах, хотя и не без влияния модной в XIX веке эклектики. Он, как и многие другие городские постройки, в чем-то копирует сухие очертания Ораниенбаумского Большого дворца. В советское время окна первого этажа вокзала были даже украшены барочными наличниками – не такими, правда, как у дворца, но явно с намеком на прообраз. В последние годы Ораниенбаумский вокзал был воссоздан в своем историческом виде, таким, каким он был изначально…

3. Дворцовый проспект

kreml_01_bДворцовый проспект или шоссе – центральная артерия города Ломоносова и его старейшая улица. Впервые дорога на этом месте изображена на шведских картах 1670-х годов, однако весьма вероятно, что ее происхождение относится к древнерусскому времени. Переписная книга Водской пятины Великого Новгорода 1500 года описывает большое количество приморских поселений, и было бы странно, если бы они не были связаны дорогой.
В 1840—1850 годы с урегулированием застройки, вдоль этой дороги по красной линии регулярно выстроились одинаковые двухэтажные домики. Над ними величественно возвышается собор Михаила Архангела.
Первый собор был построен в 1865 – 1867 годах в память об одном из владельцев Ораниенбаума – великом князе Михаиле Павловиче. Деревянный трехпрестольный храм был освящен в честь святого Михаила Архангела, считавшегося небесным покровителем великого князя. В 1892 году храм получил статус собора. В 1911—1914 годах архитектором Петергофского дворцового управления Александром Константиновичем Миняевым он был перестроен в камне в неорусском стиле. Собор Михаила Архангела – самая поздняя дореволюционная постройка на Дворцовом проспекте. Рядом с собором Михаила Архангела расположено здание бывших присутственных мест – это наоборот, самая старая из сохранившихся построек на Дворцовом проспекте…

4. Вход в Нижний парк

kreml_01_bВходя в Нижний парк, мы погружаемся в целостный регулярный ансамбль XVIII столетия и видим все фактически таким же, как и двести пятьдесят лет назад. Основной доминантой ансамбля является, конечно, Большой дворец. Его длина по фасаду около 300 м. Во дворце жили все владельцы Ораниенбаума — от светлейшего князя Меншикова до герцогов Макленбург-Стрелицких.
Входя в парк, по левую руку нельзя не заметить выполненную в швейцарском стиле облицованную неотесанными валунами «караулку». В ясную погоду валуны светятся на солнце, придавая небольшому сооружению некоторую легкость, в мрачный день, напротив, караулка кажется массивной и суровой. Она была построена в XIX веке, когда парком владела великая княгиня Елена Павловна. В ней дежурил привратник, караулил, чтобы не входили посторонние. Отсюда и название, данное этому сооружению.
Недалеко от входа в парк – каменный мост через речку Карость, построенный в то же время. Уже с порога Ораниенбаум предстает перед нами органичным совмещением самых разных эпох. Справа, возле шоссе, виден ряд желтых небольших зданий, созданных еще в XVIII веке в стиле барокко. Ныне там расположена дирекция парка. Это так называемые Нижние дома, построенные еще в 1710—1720 годах и названные так за то, что расположены внизу у шоссе, в приморской низменности.
Южными фасадами они граничат с оградой парка. На протяжении всей дореволюционной истории Нижние дома предназначались для дворцовых служителей. И, хотя в середине XIX века, при великой княгине Елене Павловне, здания были слегка перестроены, все же в целом они сохранили свой первозданный облик, сложившийся еще при светлейшем князе Меншикове…

5. Большой дворец

kreml_01_bБольшой дворец – главное и одно из старейших сооружений парка. Он является связующим звеном между Верхним и Нижним парками. Со стороны Верхнего парка он кажется огромным за счет больших П-образных крыльев. Эти крылья, образованные галереями, связывающими основной корпус с флигелями, делают Большой дворец едва ли не самым крупным дворцом в окрестностях Петербурга. Однако центральная часть дворца, в которой собственно и были размещены основные помещения, как это видно со стороны Нижнего сада, небольшая. Облицованная гранитом и портландцементом часть берегового уступа делает дворец зрительно выше и массивнее.
Большой дворец, как и другие дворцовые постройки на старой Копорской (Петергофской) дороге, возведен на краю литоринового уступа, что придает ему дополнительный размах. С запада и с востока от центральной части дворца идут полукруглые одноэтажные галереи, оканчивающиеся Церковным и Японским павильонами, от которых на север и на юг простираются одноэтажные флигели, образуя каре. Посредине, от нас – за дворцом, находится просторный внутренний двор, который был во все времена одинаково пустынным. Даже любивший роскошь и блеск первый владелец Ораниенбаума Александр Данилович Меншиков не предпринял особых мер по его благоустройству.
И хотя дворец неоднократно перестраивался, в целом он сохранился в своем историческом виде. Именно таким он представлен на гравюре 1717 года. Таким в 1721 году увидел и описал его Фридрих Бергхольц, камер-юнкер голштинского герцога Карла Фридриха – отца будущего императора Петра III…

6. Верхний парк. «Валун»

kreml_01_bПокидая регулярный Нижний парк, мы оказываемся в густой зелени пейзажного Верхнего парка. В XVIII – первой половине XIX века это место относилось к так называемому Дворцовому лесу. Лишь в 1850—1860-х годах, при великой княгине Елене Павловне, в этом районе проводятся широкомасштабные работы по благоустройству территории. В результате дикий неухоженный лес превращается в тот пейзажный парк, который мы теперь знаем.
В 1873 году Елена Павловна умерла, ее старшая дочь Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога Макленбург-Стрелицкого. Наследники практически не внесли никаких изменений в сложившийся дворцово-парковый ансамбль. Примечательно заявление Екатерины Михайловны Макленбург-Стрелицкой: «так было при «мама», так пусть и остается».
Одним из немногих нововведений в бывшем Дворцовом лесу и Ораниенбаумском парке в целом является памятный валун, установленный несколько лет назад на склоне литоринового уступа недалеко от западного фасада Большого дворца. Прежде на месте этого валуна располагалось надгробье герцога Георгия Георгиевича Макленбург-Стрелицкого, внука Елены Павловны, скончавшегося в 1909 году…

7. Каменное зало

kreml_01_bКаменное зало – распространенный для своего времени вид постройки. В эффектных и недорогих павильонах (часто деревянных), устраивали увеселительные мероприятия. Закрытые помещения нужны были тем более, что климат в этих краях не самый благоприятный.
Возведенный в 1752 году по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, внутренняя отделка закончена двумя годами позже. По своим стилистическим особенностям Каменное зало ближе к так называемому аннинскому барокко, промежуточному между строгим петровским стилем и пышным елизаветинским. Впрочем, тут могло сказаться влияние архитектуры Большого дворца, выполненного по проекту немецких зодчих в свойственном для Германии суховатом стиле. Тем более, что в середине XVIII века, когда было возведено Каменное зало (его первое название было – Новый зал), склоны литоринового уступа и нижней террасы были, как это видно по старинным гравюрам, открытыми, свободными от больших деревьев.
Поэтому Каменное или Новое зало и строилось под явным влиянием строгой архитектуры дворца. И в то же время дух нового времени, а также личные вкусы Растрелли диктовали свои законы, и поэтому при постройке Каменного зала использовали новые, не присущие петровской эпохе архитектурные приемы. В первую очередь – пышные лепные наличники окон. В результате получилось органичное сочетание старых и новых архитектурных приемов. Это даже дало основание некоторым авторам считать, что здание было построено при Анне Иоанновне архитектором Михаилом Земцовым…

8. Павильон Катальная горка

kreml_01_bПавильон Катальная горка — одно из самых своеобразных и эффектных сооружений, построенных в российских парках за всё XVIII-е столетие. Возведенный в 1762—1774 годах в характерном для Ринальди промежуточном стиле между барокко и строгим классицизмом, павильон кажется громадным и затейливым, и в то же время легким, почти воздушным. Эффектно расположенный на краю литоринового уступа, он доминирует над окрестностями и по своим размерам больше напоминает дворец.
Сохранявшаяся до XIX века двухскатная лестница, спускавшаяся с высокого уступа, зрительно делала павильон еще больше. Фрагмент ее мы можем видеть и сейчас — перед западным фасадом павильона в земле сделано углубление, позволяющее осмотреть основание ныне засыпанной лестницы. И все же павильон играл лишь второстепенную роль по сравнению с ныне не сохранившейся, некогда приставленной к нему катальной горкой протяженностью в 532 м, давшей название всей постройке. С XIX века на месте горки устроен длинный луг. Горка, как ни странно, была предназначена для катания только в летнее время, на специальных тележках. Она имела свои отечественные прообразы – горки в Царском селе и в подмосковном селе Покровском. Обе построены по проекту Франческо Бартоломео Растрелли с участием механика Константина Нартова. Эти горки не сохранились…

9. Китайский дворец

kreml_01_bАнсамбль Китайского дворца лишний раз доказывает, что Ораниенбаумский парк представляет собой органичное сочетание различных эпох и архитектурных стилей. Этот ансамбль является частью так называемой Собственной дачи.
Китайский дворец был построен по проекту Антонио Ринальди. Заложенный в 1762 году, дворец был окончен лишь шесть лет спустя. Тогда же Екатерина II отпраздновала в нем новоселье. Столь долгое строительство вполне оправдано. Небольшой и скромный дворец изнутри был отделан весьма роскошно, и большая часть времени ушла на внутреннюю отделку. На убранстве сильно сказалось типичное для XVIII века увлечение «китайщиной».
Залы китайского дворца были украшены множеством предметов, выполненных в псевдо-китайском стиле. Были созданы даже Большой и Малый Китайские кабинеты, целиком стилизованные под «китайщину». Так что отнюдь не случайно Китайский дворец получил свое историческое название. Кстати, все интерьеры были выполнены одновременно и по проекту одного и того же архитектора (Антонио Ринальди), что весьма редко встречается в истории российских дворцов. Отличительная особенность Китайского дворца по сравнению с другими ораниенбаумскими постройками – длинные дверные окна и удачно устроенные между ризалитами здания портерные садики, органично связывающие дворец с парковым массивом…

10. Китайская кухня

kreml_01_bК западу от пруда, где сейчас находится Китайская кухня, по проекту Ринальди был устроен Кофейный домик – созданный на основе канонов европейского регулярного паркостроения небольшой павильон для полдников. Павильон этот был одноэтажный и прямоугольный в плане, правда, восточный фасад его имел полукруглый выступ посередине, увенчанный куполом, на манер церковной апсиды. Сам Кофейный домик стоял на круглой полянке, отделенный тонкими рядами шпалеры от берега пруда. По законам любого другого стиля паркостроения столь близко примыкающую к пруду поляну вообще не стали бы отгораживать от берега, но во времена регулярных парков любили создавать подчеркнуто уединенные ансамбли.
Павильон не сохранился до нашего времени. Впоследствии, при Елене Павловне, по проекту Штакеншнейдера на его месте были устроены столбы для вьющихся растений. Подобные по конструкции перголы (беседки с вьющимися растениями), так же созданные Штакеншнейдером, можно встретить еще в двух усадьбах по Петергофской дороге — в Михайловке и в Сергиевке. Во время Великой Отечественной войны фашистский снаряд залетел с линии фронта в ораниенбаумский парк и уничтожил перголу. Ее, а так же относящуюся к ней пристань пришлось после войны воссоздавать заново.
Что касается расположенного с востока от пруда Фрейлинского домика, то в 1852—1853 годах по проекту Штекеншнейдера и под руководством Луи Бонштедта на его месте поставили современной здание Китайской кухни – кухонный корпус при Китайском дворце…

11. Кавалерский корпус

kreml_01_bКавалерским корпусом, правда, оно служило лишь с 1843—1845 годов до 1917 года, то есть чуть более семидесяти лет. До этого около восьмидесяти лет с 1767 года оно служило кухонным корпусом Китайского дворца. Построенное в 1767 году по проекту Антонио Ринальди, здание будущего Кавалерского корпуса было поначалу одноэтажным, как и все входящие в ансамбль дворца постройки.
В 1807 году его надстроили вторым этажом. В 1843—1845 годах здание по проекту Штакеншнейдера и под руководством Людвига (или Любима Любимовича) Бонштедта было несколько перестроено, приняв знакомый нам современный облик. В нем расположился Кавалерский корпус, кухню же перевели в уже известное нам здание Киттайской кухни.
Широкий луг, на котором стоит Кавалерский корпус, был создан еще при Екатерине II. Если обогнуть его с севера, можно пройти к долине реки Карости и ансамблю бывшей крепости Петерштадт, где нас ждут сохранившиеся въездные ворота и дворец Петра III. За Кавалерским корпусом мы снова попадаем на территорию старинного района Дворцового леса. Мы можем начать двигаться дальше, к дворцу Петра III…

12. Ансамбль крепости Петерштадт

kreml_01_bЗа Петровским мостом начинается ансамбль бывшей крепости Петерштадт (в переводе с немецкого – «город Петра»). Крепость была построена для великого князя Петра Федоровича, страстно любившего военное дело и ставшего ее первым и последним комендантом. Ныне от крепости остались лишь едва видные следы рвов и валов, дворец Петра III и въездные ворота.
Решение о строительстве Петерштадта было принято в 1754 году, когда, согласно запискам Якоба фон Штелина, великий князь Петр Федорович «велел инженер-капитану Додонову построить в Ораниенбауме крепость большей величины, чем Екатеринбург. Генерал-фельдцейхмейстер граф Петр Иванович Шувалов исходатайствовал на это у императрицы позволение, как на невинное препровождение времени, и доставил ему пушки и порох».
В 1755 году последовала выплата за «вырубку лесу позади большого пруда и по обеим сторонам звериного забора, где быть новому городку», а в мае следующего, 1756 года был заключен контракт на строительство крепости. Проанализировав этот документ, а также изображение Петерштадта на картине Фридриха Гармана Баризьена и планах Пьера Антония де Сент-Илера, известный советский краевед Виктор Абрамович Коренцвит установил, что на этом месте последовательно сменили одна другую две крепости. Первую, небольшую, с пятью бастионами и периметром укреплений всего 100 саженей и начал строить в 1756 году подрядчик Самсон Бобылёв. В этом же году, 21 июля, академик Якоб фон Штелин сообщал видному государственному деятелю и писателю XVIII века Григорию Николаевичу Теплову: «Господин великий князь четыре недели стоял лагерем в палатках и затратил довольно времени, чтобы закончить крепость, которую он начал строить в прошлом году». Постройки в крепости были созданы в 1756—1757 годах. В их числе были доныне сохранившиеся ворота с датой «1757» на шпиле, комендантский дом (ныне известный, как дворец Петра III), а также утраченные строения – дом камергера Льва Александровича Нарышкина, арсенал и трактир…
***
Итак, мы познакомились с всемирно-известным дворцово-парковым ансамблем и городом Ораниенбаумом, узнали историю их возникновения и развития, об их главных достопримечательностях, о людях, чьи имена неразрывно с ними связаны. Конечно мы рассказали далеко не обо всех достопримечательностях Ораниенбаума – в стороне остался ряд интересных мест города, а также окрестные загородные усадьбы.
Ораниенбаум представляет собой органичную совокупность дворцово-паркового и городского ансамбля. Город особенно хорош золотой осенью, придающей ему еще большую глубину и ясность. Хорош он также поздней весной, когда распускаются цветы и молодая зелень, что придает Ораниенбауму дополнительную живость и красочность. В 2007 году дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума был передан в ведение Музея-заповедника «Петергоф», что дало этому уникальному пригороду новую жизнь.

13. Мартышкино

kreml_01_bИстория Мартышкино насчитывает около тысячи лет. Впервые люди в этих краях жили еще в XI веке. Этим временем датирован клад из 107 западноевропейских монет, обнаруженный в 1923 году в районе Мартышкино. По мнению специалистов он относится к 1075-1077 годам. К сожалению, точное место, где он был найден, не выяснено — клад был обнаружен случайно и несколько десятилетий был сокрыт от науки, находясь в частной коллекции. Однако, ясна его связь с проходившими через русские земли древними торговыми путями «из Варяг в Греки» и «из Варяг в Арабы» (балтийско-каспийский путь).
Согласно первому варианту, название Мартышкино произошло от старорусского названия водившихся в этих краях в изобили водяных птиц — «мартыш». Возможно, правда, «мартышами» в данном случае называли не птиц, а лодочников, перевозчиков кирпича, как это было на Волге. Есть, однако, вероятность, что происхождение топонима связано с придорожным кабачком «Мартышка», расположенным в районе Стрельны, на месте нынешней усадьбы Михайловка. В 1720-ом году там произошла знаменитая в то время кровавая драка между местными селянами и прибывшими из Тюриса рабочими царских кирпичных и черепичных заводов. Что касается петровских заводов, то они сохранились до наших дней, хотя расположенные на их территориях строения неоднократно перестраивались…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *